Уже через несколько десятилетий мы столкнёмся с перенаселением, недостатком ресурсов на планете, гибелью некоторых видов животных и экологическими катастрофами. Рискну предположить: их причиной будут деньги. Точнее, то, что Аристотель противопоставлял экономике, — хремастика — «извращённый способ обогащения». Есть ли у нас возможность выжить и не потерять человеческий облик в этом новом, тесном мире? Думаю, да, есть (хотя, к сожалению, не все могут, как этот дедушка-йог, не есть и не пить всю жизнь, так что задача усложняется).
Наше выживание зависит от дисциплины. Чем больше вы стремитесь к материальным ценностям, тем больше ресурсов необходимо для удовлетворения ваших потребностей. Чем больше ваших желаний удовлетворяется, тем больше вы хотите ещё (вместо иллюстрации вспомните бедных родителей Тихиро из «Унесённых призраками» мастера Миядзаки). Теперь сравните ожидаемое количество хомя.. людей в 2050 году и оставшиеся природные ресурсы, щедро удобрённые диоксинами. Ой. «Хьюстон, у нас проблемы.»
Здесь мы сталкиваемся с замкнутым циклом: изобилие продуктов порождает спрос, спрос приводит к ускорению темпов производства, что, в свою очередь, снова подстёгивает спрос. И он ничем не ограничен, так как вы всегда можете включить печатный станок и напечатать ещё денег, если их окажется недостаточно (для удовлетворения спроса). В конце-концов мы можем оказаться в ситуации, когда спрос превышает наши возможности по производству, например продуктов питания. И этот процесс будет только усугубляться, так как очень мало людей способны контролировать свои первичные потребности (в природе они контролируются естественными природными законами, но Человек же — Царь Зверей, он сам эти законы пишет); но от первичных потребностей (таких, как еда, секс и так далее) зависит наше выживание, не так ли?
В сети Bitcoin фокус с бесконечным клонированием денег не проходит. Там эмиссия «монет» осуществляется её нодами (то есть клиентами пиринговой сети), она жёстко ограничена и будет прекращена, когда их количество достигнет 21 миллиона (это случится после 2100 года). А проблема дефляции решается элегантным способом: так как биткоины — это электронные деньги, можно использовать различные представления дробного числа, например 1 ?BC = 1/10000 BC. Так что, возможно, в будущем на 3 биткоина можно будет купить машину.
Критики также замечают, что дефляционная спираль может привести к коллапсу сети. В тот момент, когда цена продукта возрастает, люди начинают его копить, а так как продукта становится всё меньше и меньше, это вызывает повышение цены. В свою очередь ещё больше людей начинают его копить. И так по спирали.
Вы часто пользовались электронными деньгами для накопления сбережений? Биткоины — не материальный продукт. Это инструмент для проведения рыночных операций, не более того. Копить биткоины — бессмысленное занятие. Таким образом, можно ожидать высокодинамичных рынков в будущем, где дефляция будет регулироваться естественным образом за счёт внутренних рыночных противовесов.
Понятно, что биткоины не панацея от всех проблем, однако в дисциплинированной экономике (биткоины способствуют дисциплине) можно ожидать уменьшения (или даже полного прекращения) рыночных спекуляций. Это, вкупе с жёсткими экологическими нормами и переходом на возобновляемые источники энергии, усилит шансы Человека на выживание.