Физик Владимир Фоломеев, сотрудник бишкекского Института физико-технических проблем и материаловедения НАН Киргизской республики, и его коллеги опубликовали довольно любопытную работу. В ней выдвигается гипотеза, согласно которой некоторые звёзды могут быть связаны с другими звёздами так называемыми «кротовыми норами», или «червоточинами» (wormholes), гипотетическими топологическими особенностями пространства-времени — эдакими пространственными туннелями. Туннелями, заполненными, согласно Фоломееву, так называемой «фантомной материей», которая препятствует их схлопыванию.
Методологический принцип «бритва Оккама» не велит творить сущности сверх необходимого; «фантомная материя» была предложена в качестве объяснения ускоряющемуся расширению Вселенной — объяснения, альтернативного «тёмной энергии». Объяснение, судя по малому количеству ссылок в Google, не слишком популярное.
Гипотеза, строящаяся на гипотетических величинах. В целом неудивительно крайне скептическое отношение других учёных к этой работе. Впрочем, как заметил специалист по теории относительности Дитер Брилл из Университета штата Мерилэнд в Колледж-парк, «если допустить существование приемлемого вида экзотической материи, вполне можно построить математическую модель звезды с «червоточиной» внутри».
Стоит отметить, что общая теория относительности не опровергает, но и не утверждает существования таких туннелей.
Фоломеев утверждает, что, в принципе, «кротовые норы» внутри звёзд можно обнаружить с помощью телескопов. Притом что «обычные» звёзды и светила с такой экзотической «начинкой» издали будут смотреться одинаково, однако «кротовые норы» внутри звёзд могут довольно значительно влиять на их физические характеристики — в частности, на массу и размер.
На ум сразу приходит звезда VY Большого Пса, которая, согласно наиболее распространённой точке зрения, имеет диаметр, более чем в 2000 раз превосходящий радиус нашего Солнца, при массе всего 40-50 масс Солнца. Существует, правда, альтернативная точка зрения, согласно которой VY Canis Majoris — «нормальный» красный сверхгигант, который имеет радиус, «всего лишь» в 600 раз превосходящий радиус Солнца. Пока точно определить её характеристики не удаётся.
Но вернёмся к нашим «кротовым норам». Фоломеев утверждает, что если «спаренные» звёзды могут находиться на относительно близком друг от друга расстоянии, то у них будут «практически идентичные» характеристики.
Помимо этого, Фоломеев и его коллеги предполагают, что сама по себе эта «фантомная материя» внутри «кротовых нор» будет временами производить «астрофизические фейерверки», такие как гамма-всплески. Впрочем, это лишь предположение, никакими расчётами пока не подтверждённое.
Гамма-всплески — одна из самых сложных загадок астрофизики. В принципе, доминирующая модель связывает их с гибелью наиболее массивных (>25 масс Солнца) звёзд — сверхновых с образованием чёрных дыр — и слиянием релятивистских объектов, таких как нейтронные звёзды или чёрные дыры.
По большей части длительные гамма-всплески (то есть такие, которые продолжаются более долей секунды) сегодня удаётся проассоциировать с вполне конкретными объектами (исключительно, кстати, за пределами нашей Галактики), но механизм их до сих пор не изучен, так что простор для спекуляций (в том числе частично или полностью математически обоснованных) остаётся довольно значительный.
Любопытно будет понаблюдать за дальнейшим развитием событий вокруг гипотезы киргизских астрофизиков. Пока что она выглядит фрагментом из научно-фантастического романа. Тем более что в рецензируемых научных журналах эта работа не публиковалась и, стало быть, официальную экспертную оценку не проходила.