Не далее как вчера зашёл разговор о британском ракетомобиле Bloodhound, который его создатели надеются разогнать до 1000 миль в час (ок. 1600 км/ч), тем самым поставив абсолютный рекорд по скорости перемещения по поверхности на долгие годы. Рекорды такого рода ставятся редко, но, как говорится, метко. Именно ракетомобили смогли преодолеть скорость звука на поверхности, и им принадлежит неофициальный (увы) мировой рекорд в дрэг-рейсинге (парных гонках на ускорение).
В частности, в 1977 году в пустыне Мохаве ракетный «дрэгстер» с двигателем на перекиси водорода, построенный инженером Кайем Майклсоном (Ky Michaelson) и управлявшийся каскадёршей Китти О’Нил, прошёл четверть мили за 3,22 секунды с максимальной скоростью 663 км/ч. Сейчас этот рекорд, естественно, давно побит.
Первые попытки делать такие машины «обгоню всех» — с ракетными двигателями — предпринимались ещё в двадцатые годы прошлого столетия в Германии.
Первыми в списке имён идут Фриц фон Опель, тогдашний хозяин Opel и внук основателя компании, и Макс Валье (Вальер — Max Valier), австрийский инженер, первый человек в Европе, экспериментировавший с ракетными двигателями на жидком топливе.
Валье был учёным, а Опель — бизнесменом, но оба пытались привлечь к себе внимание. В общем, они нашли друг друга: вместе сконструировали целую серию ракетомобилей (под маркой Opel, естественно), два ракетных локомотива — тех же ракетомобилей, но только поставленных на рельсы, и первый в мире аэроплан с ракетными ускорителями.
Первая такая машина — Opel RAK.1 — разогналась до 75 км/ч, вторая — уже до 230 км/ч.
Меньше всего повезло ракетным локомотивам: первый, разогнавшийся до скорости то ли 254, то ли 290 км/ч (в разных источниках — по-разному), сошёл с рельсов и взорвался, погубив своего единственного пассажира — кошку.
У второго локомотива просто взорвался один из твердотопливных ускорителей, что привело к взрыву всех остальных. Продолжать эксперименты запретили власти.
В конце апреля 1930 году Валье провёл испытания первого в мире ракетомобиля на жидком топливе — Valier-Heylandt RAK 7.
Спустя менее месяца инженер погибает в результате взрыва спиртового ракетного двигателя, который испытывался на стенде: взорвалась камера сгорания, и Валье убило осколком.
Его дело продолжил ученик и протеже Артур Рудольф, создатель немецкой ракеты V2 (Фау-2), а впоследствии — и многих американских ракет.
Первым ракетомобилем, который — неофициально, правда, — поставил рекорд, преодолев скорость звука, стал Budweiser Rocket. Трёхколёсная машина испытывалась на авиабазе «Эдвардс» в Калифорнии; официально её достижение не было зарегистрировано, и многие сомневаются, что она вообще могла превысить звуковой барьер (даже притом, что скорость звука — не абсолютная величина, она зависит от погодных условий, и в той пустыне она примерно равнялась 1177,9 км/ч (при нормальных условиях — 1 224 км/ч)).
Официальный рекорд скорости наземного перемещения с 1970 по 1997 годы держала оснащённая ракетными двигателями американская машина Blue Flame, взявшая скоростную отметку 1014,513 км/ч, а первой машиной, перескочившей звуковой барьер, стала британская Thrust SSC, разогнавшаяся до 1 228 км/ч. Правда, это не ракетомобиль, а машина с газотурбинными двигателями (от истребителя F-4 Phantom II). Вот так: какой-то газотурбинный двигатель посрамил ракетный.
Но, как уже упоминалось выше, создатели разрабатываемого сейчас ракетомобиля Bloodhound надеются разогнать своё детище до 1600 км/ч и более, вернув тем самым ракетным двигателям пальму первенства.