В руки автора этих строк несколько дней назад попала забавная штука — MIDI-контроллер Korg nanoKEY. Это, по сути, двухоктавная MIDI-клавиатура размером с клавиатуру обычного ноутбука и явно в качестве дополнения к ней и придуманная. Надо сказать, придумка весьма удачная, а вот реализация в некоторых аспектах хромает.
Даже по ощущениям nanoKEY похожа на ноутбучную клавиатуру — потому что пластмассовая и щёлкает… 🙂 Но при этом она чувствительна к скорости нажатия. Что, конечно, после многолетней привычки к стандартным MIDI-клавиатурам кажется чуть ли не чудом.
С другой стороны, устройство это ведёт себя совсем иначе, чем те самые стандартные MIDI-клавиатуры или синтезаторы с активными клавиатурами (большая часть которых, естественно, на скорость нажатия и реагирует). Чуть большая отзывчивость nanoKEY не помешала бы, хотя при таких габаритах и размерах клавиш (а они совсем маленькие) чего-то такого требовать несколько странно.
К компьютеру это устройство подсоединяется через разъём mini-USB: ничего другого в корпус такой толщины и не полезло бы. Никаких других разъёмов на корпусе нет.
Зато есть шесть управляющих кнопок с левой стороны от клавиш: Octave Down, Octave Up, Pitch Down, Pitch Up, CC Mode и MOD.
С первыми двумя кнопками всё понятно — это простое переключение активных октав (до трёх вверх и вниз). Над кнопками расположены три светодиода, которые включаются и меняют цвет в зависимости от того, насколько велико смещение по октавам.
Pitch Up и Pitch Down — это такая «оригинальная» замена колесу изменения тона (pitch bend). Нажатие любой из этих кнопок уводит Pitch Bend до предельных значений вверх или вниз. Точно так же работает кнопка MOD — только заменяет она колесо модуляции.
Что же касается CC Mode, то она переключает клавиатуру в режим контроллера: каждая чёрная или белая клавиша начинает подавать свой контрольный сигнал на определённые параметры в виртуальных инструментах. Иначе говоря, эта такая замена ползункам и ручкам на «больших клавиатурах», правда, только с двумя значениями. Плюс надо ещё смотреть, на какой клавише какой параметр «сидит», сразу этого не поймёшь.
С помощью внешней программы Korg Kontrol Editor, которую можно скачать с сайта Korg, многие параметры можно регулировать: например, назначить, на каком MIDI-канале вещает nanoKEY, менять кривую Velocity для каждой клавиши и так далее.
В коробке с nanoKEY находится талон с регистрационным номером для Korg M1 Le, «облегчённого» программного эмулятора легендарной рабочей станции M1, выпущенной Korg в 1988 году. Виртуальный синтезатор, надо заметить, великолепен и заслуживает куда более серьёзной клавиатуры, чем nanoKEY.
Возвращаясь к поведению: как уже сказано, устройство не слишком отзывчиво, быстрые пассажи на нём играть неудобно, да и в целом гаджет оставляет впечатление довольно хрупкое. К тому же в том экземпляре, который попал в руки автору этих строк, плохо работает одна клавиша (заводской брак?).
Оптимально, конечно, использовать эту клавиатуру с устройствами производства Apple, где, в отличие от PC, используются качественные интегрированные аудиочипы с API Core Audio, который обеспечивает минимальную латенцию. Для PC (c Windows) потребуются устройства с «родной» поддержкой ASIO — то есть, скорее всего, внешние аудиоинтерфейсы или PCMCIA-карты вроде вот этой.
Для того чтобы готовить нотные партии или даже «по-быстрому» наигрывать какие-то музыкальные идеи одной рукой, это штука незаменимая. Минимум один раз также довелось наблюдать, как в театре nanoKEY использовался для звуковых эффектов во время представления.
Да, и ещё: стоит эта штука меньше 2,5 тысяч рублей.