На днях аэрокосмическое агентство NASA отрапортовало, что его роль в строительстве МКС подошла к концу — последний американский модуль доставлен и смонтирован на орбите. Теперь недостаёт только многофункционального лабораторного модуля «Наука», за который отвечает Россия — и строительство станции можно считать завершённым. Самое время вспомнить, как оно начиналось.
Проект Международной космической станции образовался из «слияния» самостоятельных программ, разрабатывавшихся в СССР («Мир-2»), США (Freedom), Японии (Kibo) и странах нынешнего Европейского союза (Columbus).
Программа «Мир-2» разрабатывалась с восьмидесятых годов прошлого века (а по некоторым сведениям, с ещё более раннего срока), однако распад СССР и последовавшие за этим экономические трудности помешали её осуществить. Часть замыслов в итоге была реализована в рамках Международной космической станции.
У Штатов в те времена с финансированием космических программ тоже всё было не очень здорово: расходы колоссальные, а результаты не впечатляют. Программа Freedom оказалась под дамокловым мечом Конгресса, и в NASA решили искать другой выход.
В 1991-1993 годах между РФ и США начались переговоры о возможном объединении программ «Мир-2» и Freedom, и 2 сентября тогдашние вице-президент США Альберт Гор и председатель Совета Министров РФ Виктор Черномырдин объявили о новом проекте «подлинно международной космической станции». Впрочем, прежде чем началось строительство, прошло ещё пять лет.
Первым на орбиту был выведен двадцатитонный российско-американский модуль «Заря», построенный ГКНПЦ им. Хруничева по заказу Boeing (поэтому номинально этот модуль принадлежит США). Через две недели к «Заре» был пристыкован разработанный уже в Штатах одиннадцатитонный модуль Unity с шестью стыковочными узлами, который и стал в итоге основой для всех остальных американских модулей.
12 июля 2000 года с помощью ракеты-носителя «Протон» был запущен, а 26 июля пристыкован к МКС служебный модуль «Звезда» российского производства — первый жилой модуль, позволяющий постоянно находиться на станции экипажу из трёх космонавтов. С 31 октября 2000 года МКС постоянно обитаема.
На данный момент на орбите находятся 37 сегментов, и ещё четыре, включая российскую «Науку», ждут своей очереди на доставку. Станция настолько огромна, что, говорят, видна даже невооружённым глазом — очень быстро движущаяся по небу яркая точка. Орбитальный период станции составляет всего 91 одну минуту, скорость движения — почти 28 тысяч км/ч.
Гордость мировой науки, можно сказать, постоянно обитаемый форпост землян в космосе — что такое МКС сейчас? Исключительно дорогостоящий проект, преумножающий опыт человечества в космических полётах, но полётах исключительно орбитальных. На станции проводятся научные исследования, но часто приходится слышать, что эти изыскания либо не имеют первоочередной важности, либо что их было бы проще и экономичнее проводить на Земле или в воздухе (если уж речь идёт о невесомости).
МКС доказала возможность мирного сотрудничества в области исследования космоса. Возможно, не будет ошибкой сказать, что без малого двадцать лет назад, когда принималось решение о создании станции, она представлялась символом примирения наций, противостоявших друг другу в эпоху Холодной войны.
Примирение оказалось недолговечным. Причин тому много, но факт остаётся фактом: цена на нефть человечеству (а точнее, его правителям) интереснее и важнее света далёких звёзд, и едва ли к 2020 году, когда завершится основной срок эксплуатации МКС, ситуация на планете Земля изменится к лучшему. Скорее уж наоборот. Хотя в нынешнюю эпоху совершенно бесполезно загадывать на столь отдалённое будущее — всё на свете может перевернуться с ног на голову в считанные месяцы.