Сегодня, 23 марта 2011 года, — достаточно знаменательный день. Нет, сегодня не официальный праздник и не день скорби. Хотя для тех, кто в ЦУП десять лет назад провожал орбитальную станцию «Мир» в последний путь, это действительно был день траура.
Корреспондент РИА Новости вспоминает, что у всех тогда было настроение было как от утраты чего-то очень дорогого. Неудивительно: всё-таки первый блок станции был запущен в 1986 году, столько всего с ней связано… Многие расценивали затопление «Мира» как саботаж — вот, мол, пятнадцать лет летала и ещё столько же пролетает. Но так ли это?
Прежде всего стоит отметить, что изначально никто не планировал, что станция вообще доживёт до 90-х годов — к этому времени её на орбите должна была сменить «Мир-2». Этого, как вы знаете, не произошло, притом что вообще изначально она была предназначена для того, чтобы работать около трёх лет.
Ничего удивительного в том, что в 90-х на ней постоянно что-то ломалось, нет. Был и пожар 1994 года, станция теряла ориентацию, а в 1997 году в неё вообще врезался «грузовик» «Прогресс»… Примеров того, что «Мир» на момент затопления был буквально обеими ногами в могиле, масса.
Опять же, если вернуться к материалу РИА Новости, то стоит процитировать слова Юрия Коптева, председателя научно-технического совета «Роснано», бывшего главы Росавиакосмоса:
«Главный аргумент, которым руководствовались все специалисты, высказывавшиеся за затопление орбитального комплекса «Мир», — это безопасность. Мы подошли к такому режиму эксплуатации станции, когда любая из систем «Мира», изначально рассчитанных на пять лет работы, а отработавших пятнадцать, имеет право отказать, поэтому нам надо вовремя остановиться», — говорит он.