Согласно публикации BusinessWeek, корпорация Google отложит на неопределённый срок интеграцию исходных текстов Android 3.0 в основную ветвь разработки платформы. Напомню, что поддержкой и развитием Android (под патронажем корпорации) занимается Open Handset Alliance (OHA). Ранее Google оперативно открывала свои внутренние наработки, но с третьей версией системы всё будет немного иначе.
Вице-президент Google Энди Рубин подтвердил этот факт. Он сообщил журналистам, что для выпуска Android 3.0 разработчикам компании пришлось пойти на некоторые конструктивные компромиссы. Рубин считает, что редакция Android для планшетов непригодна к использованию на других устройствах (в частности, на телефонах) и появление подобных гаджетов в продаже дискредитирует платформу. Вице-президент корпорации подчеркнул, что платформа остается открытой — стратегия Google в отношении Android не меняется.
В 2010 году представители Google неоднократно заявляли, что Android позиционируется только как операционная система для телефонов. Honeycomb стал уступкой рынку: с одной стороны, производители устройств начали выпускать планшеты, работающие под управлением Android 1.X и 2.X (только в российских магазинах представлено более десятка моделей), а с другой — ChromeOS вендоров не заинтересовала. У Google не оставалось другого выбора — корпорация должна была предложить стратегическим партнёрам адекватное решение для планшетов, поскольку устройства на основе телефонной ОС представляли собой, как сказал бы ослик Иа-Иа, «жалкое, душераздирающее зрелище».
На самом деле подобный шаг Google вполне логичен. Android 3.0 не более чем выпущенная ударными темпами на потребу рынка «заплатка». Даже вице-президент корпорации вынужден был говорить о неких компромиссах (в бытность мою программистом подобные компромиссы называли «костылями» и «распорками»). Понятно, что нет никакого смысла тащить эти «костыли» из тупиковой в основную ветвь разработки — лучше сохранить целостность платформы и опубликовать исходники только после того, как специфичный для больших экранов функционал будет объединён с телефонной версией Android.
Впрочем, не все аналитики с этим согласны. Кое-кто полагает, что корпорация Google и крупные вендоры (такие, как HTC, Motorola, Samsung и т.д.) не желают появления на рынке недорогих планшетов со специальной версией Android. На мой взгляд, это похоже на спекуляцию — производители устройств могут получить исходные тексты, не дожидаясь их официальной публикации. Для этого им достаточно вступить в OHA или заключить специальное лицензионное соглашение. С другой стороны, не вызывает сомнений тот факт, что в Google не ко всем разработчикам относятся одинаково: Motorola была единственной компанией, показавшей планшет с Android 3.0 на CES 2011. Похоже, что она получила доступ к «телу» гораздо раньше прочих (по циркулирующим в кулуарах слухам, многие игроки были этим весьма недовольны). Пришедшие на рынок планшетов ведущие производители действительно не заинтересованы в появлении дешёвых конкурирующих продуктов, и в выводах аналитиков есть определённое рациональное зерно.
Стоит отметить, что, ограничивая доступ к исходным текстам, Google не нарушает условий лицензирования — распространяющиеся под GPL низкоуровневые компоненты Android 3.0 уже доступны — закрытыми остаются только высокоуровневые компоненты под лицензией Apache. Последняя не требует сохранения бесплатного и открытого статуса кода, а также не запрещает изменения лицензии. У разработчиков приложений тоже нет особых проблем — необходимое ПО можно скачать на сайте OHA.
Вместо того чтобы рассуждать об открытых исходниках, аналитикам стоило бы подумать о судьбе основанных на Android 3.0 планшетов ведущих производителей. Эти весьма недешёвые устройства работают под управлением побочной (тупиковой) версии платформы. Что с ними будет после того, как в Google выпустят новую, универсальную ОС Android (а это произойдёт довольно скоро)? Есть основания полагать, что потребители в очередной раз останутся без свежих прошивок. На мой взгляд, главная проблема Android состоит в отсутствии нормальной преемственности, а не в том, когда Google интегрирует свои внутренние наработки в публичный репозиторий.