Ретрофутуризм — неисчерпаемая тема для изысканий. Копаться в материалах, повествующих о том, как несколько десятков или сотен лет назад наши дедушки и бабушки представляли будущее (то есть наши дни), ужасно интересно. Иногда даже хочется слезу пустить: «А вот как бы мы, да на флаере, да в космодром». Смешно, мило и немного грустно — эти картинки и тексты напоминают нам о том, что будущее на то и будущее, что его невозможно представить в настоящем. Я тут откопал несколько старых открыток и иллюстраций — давайте посмотрим на мировые столицы в будущем (увы, уже прошедшем).
Нью Йорк — город небоскрёбов. Это было понятно уже в начале XX века. Небоскрёбы, конечно, представлялись совсем не такими, как они выглядят сейчас. По мнению футурологов прошлого, Нью-Йорк застроен тяжёлыми махинами с огромными фундаментами.
Между гигантскими зданиями снуют машины — многоуровневые шоссе, соединяющие таких колоссов, казались вполне логичными. Многоуровневый город, действительно муравейник, утыканный ходами. Впрочем, зачем создавать такую инфраструктуру НАД землёй, когда вполне логично было бы копать ПОД землёй? В самом деле, метро, подземные стоянки и торговые центры есть сейчас в любом крупном мегаполисе.
Как представляли Москву советские футурологи, мы все знаем. Но вот более ранний взгляд на нашу столицу, начала XX века. Эти открытки были выпущены Товариществом «Эйнем». В них описано радужное будущее: нет больше войн, москвичи передвигаются на аэросанях и аэромобилях, в городе мало пожаров, везде монорельсовые дороги и пробки. Пробки вроде бы есть. Посмотреть все открытки можно здесь.
А вот Берлин, предположительно наших дней, глазами футурологов из нацистской Германии. Опять летающие машины, двухэтажные автобусы, гиперскоростные поезда-ракеты… А вот, посмотрите, многоэтажная автостоянка — потрясающая прозорливость. К счастью, обошлись без нацистов.
Закончим, пожалуй, уже всем известными иллюстрациями французского футуролога Альберта Робиды — на иллюстрации электрический поезд, который домчит пассажиров из Парижа в Пекин. Фантазия у этого художника очень бурная, так что если ещё не видели его Париж 2000 года — обязательно посмотрите.