Идея прокатиться не на двух и даже не на одном колесе, а внутри колеса на первый взгляд кажется дикой. В самом деле, зачем? Но моноциклы, в которых водитель сидит как бы внутри огромного колеса — вовсе не редкая вещь. Сейчас их производят многие умельцы, да и вроде даже серийные образцы есть (не только в знаменитой серии South Park про «ЭТО» (IT). Но сейчас я хочу немного поговорить о самых первых моноциклах, тех что были выпущены в 1869 году.
Эта штуковина была изготовлена неким Руссо из Марселя — действительно в середине XIX века. Наездник залезал в колесо, диаметр которого составлял 2,5 ярда. Рулить им было невозможно — руль здесь так, для того чтобы было за что держаться. Поворачивать приходилось просто наклоняя тело. Тормоз, правда, к счастью был. Он находился внизу, под нефункционирующим рулём.
Стоит заметить, что в 1869 году мягкие шины и покрышки ещё не были изобретены — так что колесо было твёрдым. Говорят, ездить на нём было очень сложно, а упасть — пара пустяков.
А вот это колесо было сделано всё в том же 1869 году компанией W. Jackson & Co из Парижа (это, правда, не то самое колесо, а его современная копия). Неизвестно, кто первый построил моноцикл — Руссо или Джексон. Его диаметр составляет примерно 1,65 метра. Коммерческий продукт, кстати, — компания рекламировала свою продукцию в выпускавшемся тогда журнале для велосипедистов Vulocipиde Illustru (он, впрочем, выпускался недолго — всего несколько месяцев, потом разгорелась война и людям стало не до велосипедов). Стоил моноцикл 300 франков.
Тем не менее определённый смысл в выпуске таких устройств был — по идее подобная конструкция обеспечивала лучшую амортизацию, чем «пенни-фартинг» — тот самый велосипед с гигантским передним колесом и небольшим задним. Ну и опять же, сверзиться с достаточно низко расположенного сидения моноцикла — совсем не одно и тоже, чем упасть с вершины «пенни-фартинга».