О борьбе стандартов кодирования потокового видеоконтента много писали в прошлом году — тогда корпорация Google опубликовала спецификации не требующего патентных отчислений формата WebM и кодека VP8. Разработчики браузеров Firefox и Opera восприняли новость с большим энтузиазмом — до тех пор единственной свободной альтернативой H.264 был кодек Theora в контейнере Ogg, уступавший своему проприетарному собрату по ряду технических параметров. Даже в Microsoft к новому формату отнеслись благосклонно, правда, пользователям Internet Explorer 9 приходится устанавливать кодек самостоятельно. И уже никто не сомневался, что Google будет продвигать собственный стандарт при помощи сервиса YouTube.
Представители Google сообщили, что все загружаемые на YouTube ролики теперь будут кодироваться в WebM/VP8. Кроме того, непрерывно идет процесс перекодирования существующего контента (доля переведенного в WebM содержимого полного архива видеохостинга составляет около 30%). В первую очередь обрабатывают наиболее важную его часть — 99% запрашиваемых в настоящее время роликов доступны в формате WebM. Разработчики компании дорабатывают интерфейс сервиса, позволяющий просматривать контент без установки проигрывателя Adobe Flash с использованием только HTML5.
Контент H.264 в YouTube сохраняется в полном объеме, но, если учесть недавнее решение Google прекратить поддержку этого стандарта в браузере Chrome — можно говорить о новом витке «войны кодеков». Корпорация не пытается вытеснить конкурирующий проприетарный формат — сейчас это совершенно невозможно. Хотя популярные настольные браузеры уже работают с WebM — не стоит забывать о мобильных пользователях. На сегодняшний день WebM поддерживается только в Android 2.3.2 и 3.0, прочие мобильные ОС работать с таким контентом не могут. Это объясняется прежде всего отсутствием на рынке телефонов с аппаратными декодерами нового формата (хотя процесс их разработки идет вовсю). Собственно, даже Google не смогла исключить поддержку H.264 из последних версий Android.
Еще один важный момент — распространенность H.264. Уже много лет он является фактическим отраслевым стандартом и популярные видеохостинги пока отдают предпочтение ему. Задача Google сейчас состоит не в том, чтобы вытеснить конкурента с рынка. Корпорации нужно продвинуть собственный формат и сделать его не менее популярным. Полагаю, это у нее получится — через пару лет видеоконтента WebM в Сети будет не меньше, чем H.264. А что будет дальше — кто знает. Вероятнее всего конкуренты будут сосуществовать и поедать друг друга поэтажно, как в любом нормальном биогеоценозе.