В Кремниевой долине разгорается отчаянный скандал — и странный, и глупый одновременно, при этом грозящий его участникам громкими PR-последствиями. Естественно, его уже успели сравнить с Уотергейтом, стоившим президенту Никсону поста главы государства. Новый скандал может дорого обойтись главе Facebook Марку Цукербергу. Поскольку его фактически поймали на том, что он «заказал» Google PR-киллерам.
Конкретнее — весьма известному во всём мире PR-агентству Burson-Marsteller, сотрудники которого предприняли попытку устроить «тихую» агиткампанию (whisper campaign) против Google. Кампания состояла в рассылке в крупные СМИ и популярным блоггерам материалов о том, как безобразничает Google в области персональных данных: нарушает, дескать, направо и налево.
«Google собирает, хранит и анализирует персональные данные миллионов людей — пользователей ряда различных онлайновых сервисов и распространяет эту информацию без ведома, согласия и какого-либо контроля со стороны самих этих людей», — утверждается в письме, которое пиарщики Burson рассылали в СМИ.
К чести самих пиарщиков Burson, они отказывались отвечать на вопросы о том, кто является их клиентом. Клиент выдал себя сам — точнее, как пишет The Daily Beast, когда пресс-представителя Facebook прижали к стене коленом и предъявили доказательства, он нехотя признал, что именно Facebook является заказчиком «кампании общественного порицания».
Каковое порицание и так, откровенно говоря, имеется. В Южной Корее, например, в офис Google в Сеуле нагрянули местные правоохранители — как раз по поводу privacy; ну а в Сенате США готовятся слушания по поводу средств слежки за пользователями в Google Android. Так что проблем на этом фронте у Google хватает, и агиткампания, будь она проведена более изощрённо (а не в лоб с моментальной сдачей всех паролей и явок), вполне могла бы ему навредить.
Проблема в том, что Facebook сам активно аккумулирует информацию (в том числе вполне приватную) о своих шестистах миллионах пользователей, и вопросы по поводу Privacy (аллилуйя!) нередко возникают и к нему.
И в общем-то между строк приведённого фрагмента письма вполне читается возможная истинная причина, по которой Facebook решился заложить под конкурента PR-бомбу: Facebook — один из источников «социальной» информации (то есть информации о связях и предпочтениях людей), которую собирает Google. И Facebook совершенно не нравится, что на его территории втихую хозяйничает конкурент.
А интересы у обеих сторон тут вполне очевидные: контекстная реклама тем эффективнее, чем точнее таргетинг. А таргетинг тем точнее, чем больше данных удаётся нарыть о представителях целевой аудитории, поэтому работа в этом направлении ведётся перманентно на грани фола. Вполне вероятно, что с нынешним скандалом на поверхность может всплыть много интересного – это тот самый случай, про который американцы говорят: «Shit hit the fan»…