Вокруг «Яндекса» положительно происходит что-то странное. За последнее время он оказывается «накрытым» странными скандалами, которые по идее вообще не должны были его затрагивать. Первый — это недавнее (гипотетическое) попадание в руки членов движения «Наши» информации об электронных кошельках пользователей сервиса «Яндекс.Деньги», жертвовавших на проект «Роспил» Алексея Навального. Теперь — разгорающийся скандал якобы с обилием «на Яндексе» детской порнографии.
На Roem.ru предположили, что речь идёт о кампании антипиара против «Яндекса». И действительно, появление сначала в журнале у известного блогера-тысячника Натальи Радуловой (в своё время страшно «воевавшей» с режиссёром Романом Полански), а затем в издании Infox заметок, в которых «Яндекс» буквально обвиняется в потворстве распространению «сексуальных сцен с участием несовершеннолетних», выглядит довольно странно. Впрочем, материал Infox, откровенно говоря, и вправду напоминает творение не столько журналистов, сколько специалистов по PR:
«Пользователи и общественность проходят мимо этой проблемы. В лучшем случае обвиняют социальные сети, например «Вконтакте», в то время как крупнейшие порталы, такие как Яндекс, которыми пользуются миллионы людей, остаются якобы вне этой игры и заметных действий для исправления ситуации не предпринимают».
«К сожалению, нам неизвестны мотивы, которые побудили «Инфокс» написать подобную статью и при этом не обратиться за комментарием в компанию, — заявил «Компьютерре» пресс-секретарь «Яндекса» Очир Манджиков. — Сервис «Яндекс.Видео» — это прежде всего поиск по видеороликам, выложенным в интернете. При индексации контента, созданного независимыми людьми и организациями, мы не можем влиять на качество и содержание их сайтов, но если в поисковом запросе явно не выражено намерение найти именно порнографию, то по таким запросам мы стараемся не показывать контент эротического содержания».
По словам Манджикова, «Яндекс» прямо запрещает размещение порнографии (любой) на серверах компании. На хостинге Яндекс.Видео, как и в некоторых других хостинговых сервисах Яндекса, отметил пресс-секретарь компании, используется выборочная модерация — автоматическая. «Система мониторинга, учитывающая ряд критериев, позволяет оперативно обнаруживать и блокировать большую часть порнографических материалов, но, к сожалению, не может гарантировать их полное отсутствие на сервисе», — добавил Манджиков.
«Если вдруг вы обнаружили, что кто-то из наших пользователей в нарушение соглашений всё же разместил контент, который, на ваш взгляд, содержит элементы порнографии, пожалуйста, обязательно напишите об этом в службу поддержки (abuse@yandeх.ru) или воспользуйтесь формой обратной связи http://feedback.yandex.ru/?from=video. Все такие жалобы обязательно рассматриваются, и подобный контент незамедлительно блокируется», — добавил Манджиков.
Возвращаясь к написанному чуть выше, приходится констатировать, что у «ВКонтакте» действительно сохраняется репутация рассадника порнографии. На этой почве даже возник публичный конфликт, когда сначала — в марте — в «Ведомостях» было опубликовано открытое письмо в адрес главы «ВКонтакте» Павла Дурова, подписанты которого (а это ряд менеджеров крупных интернет-проектов, таких как «Бегун», «Superjob.ru», «Рамблер-Афиша», «Росбизнесконсалтинг», и других) потребовали от него всерьёз заняться фильтрацией «опасного» контента — порнографического, а также связанного с насилием и прочим разжиганием.
Центром последующей дискуссии, если можно её так обозначить, стала именно порнография: Павел Дуров опубликовал своё открытое письмо, в котором прямо обвинил «Яндекс» в агрессивной монетизации поиска порнографии (руководителей «Яндекса», кстати, среди подписавших вышеприведённое письмо нет). С одной стороны, это выглядело как попытка показать, что не только «ВКонтакте» грешен, но и у всех остальных рыло в пуху. С другой, в заголовок статьи Дурова вынесена исключительно здравая мысль: «Не хотите смотреть порнографию… не ищите её».
Нынешние выпады против «Яндекса» на почве борьбы за нравственность (и против любого сорта порнографии), очевидно, предполагают попытку нанесения какого-либо репутационного ущерба поисковику… Притом что по сути оказывается ровно наоборот.
Поисковик — это инструмент, и единственный критерий, который подлежит оценке, — это его эффективность, а не «облико морале». Как у поисковика, главный девиз «Яндекса» — «Найдётся всё». Всё — это всё, в том числе мерзость, загруженная на какие-либо серверы субъектами, по которым горькими слезами плачет УК РФ. Однако упрекать поисковик в том, что он позволяет что-то найти, — примерно то же, что осуждать зоркого человека в том, что он слишком хорошо видит.