Ну что ж, уважаемые читатели, с очередным счастливо миновавшим нас всех Концом Света! Ничего, в сущности, оригинального в самом факте эсхатологических прорицаний нету, такие «провозвестники» всплывают регулярно в разных уголках мира, однако же в последнем случае мы наблюдали ещё и могучую PR-акцию, настолько беспрецедентную по своему размаху и действенности, что впору говорить о ней как о подлинном произведении искусства.
Откровенно говоря, и сам главный герой, Пророкъtm и В?роучiтельtm — восьмидесятидевятилетний Харольд Кэмпинг — тоже является сущим произведением искусства. Чего именно он хотел? Вероятнее всего, денег, но это, в сущности, и не важно.
Важно другое. Посмотрите на него: древний старик-проповедник с полубезумным взором, лихорадочно потрясающий Библией и возвещающий скорое пришествие Судного Дня…
…Это же, в сущности, могучий архетип западно-европейской и американской (в особенности) культур. Ещё более могучий, наверное, чем блаженные (юродивые) в православной культуре, те самые, которым за царя Ирода молиться Богородица не велит.
Какой бы секулярной («бездуховной», по выражению российских ура-патриотов) американская культура ни была, а однако же архетип есть архетип, и грамотная его эксплуатация привела к тому, к чему она привела: сначала по поводу апокалипсиса, назначенного Кэмпингом на 21 мая, загудела вся Америка, а затем — спасибо средствам массовой информации, ставшим невольными «свидетелями Харольдовыми» — и весь остальной мир.
Добавим сюда ещё и использование Кэмпингом информационных технологий: дескать, он программу написал, чтобы рассчитать день и час, да ещё и точные цифры назвал.
Отличная работа! Что ещё нужно в век «цифрового неоязычества»? Всегда имеющие вполне конкретные причины программные сбои и отказы оборудования заставляют подавляющее большинство представителей вида «хомо юзерус», почесав репу, констатировать, что программа или машина «глючит» — как будто те живут своей необъяснимой жизнью. В конце концов, старая шутка про сисадминов и шаманские бубны не на пустом месте появилась…
А тут, значит, Пророкъtm и В?роучительtm, с помощью написанной им программы, указывает точный день, находит обоснования (дескать, ровно 7000 лет после Великого Потопа придётся как раз на 21 мая) и называет точную цифру будущих спасённых — 2 процента населения Земли. Аудитория загипнотизирована такой конкретикой. Равно как и повсеместным распространением агитматериалов (что красочных плакатов на стенах, что ярких изображений на фургонах), утверждающих всё то же самое. Всё по науке доктора Геббельса.
Без участия СМИ (не только принадлежащей Кэмпингу радиосети Family Radio, но и всех прочих) не обошлось: каким бы нейтральным или язвительным тон публикаций ни был, они щедро полили мельницу Харольда Кэмпинга, если и не легитимировав хотя бы отчасти его бредни, то, по крайней мере, заставив весь свет о них говорить. А в шутку или всерьёз, для эффективной PR-акции это уже совершенно не важно.
А акция эта оказалась крайне эффективной, при всей «заезженности» темы. Проблема, видимо, в том, что апокалиптические чаяния встроены в фундамент христианской культуры, на которой, как ни крути, вся западная культура и держится. Только в ХХ веке появляется так называемая постапокалиптика, да и та — как следствие двух Мировых войн и применения оружия массового уничтожения, в результате которого Судный день из «поповских страшилок» обратился в нечто устрашающе реалистичное. Человечеству при этом понадобилось поверить в возможность существования жизни и после Апокалипсиса; до того откровению Иоанна Богослова никто не смел возражать.
Эсхатологические ожидания, однако, никуда не делись (рискну предположить даже, что их притягательность, скрытая, как «танатос» у Фрейда, благодаря постапокалиптике даже возросла). Они существуют сами по себе, и для очередного их массового всплеска годится любой повод, не обязательно даже слишком важный. Они как водоросли, у которых, в отличие от наземных растений, нет корней и которым для бурного роста достаточно прикрепиться подошвой ко дну.
«Пророчество» Кэмпинга оказалось, как и следовало ожидать, чушью, однако со всей ответственностью можно констатировать его победу: кажется, на целом свете не было никого, кто бы не услышал хоть раз хоть что-то о нём самом — и о его предсказании.