У роста популярности Android есть одна удивительная особенность: он не сопровождается сравнимым по масштабам ростом количества пользователей, посещающих сайты с помощью устройств на основе Android. По какой-то причине владельцы андроидных телефонов куда реже запускают браузер, чем пользователи iPhone. Что это может значить?
Об этой странности ещё раз напомнила вчерашняя презентация Apple на конференции WWDC. Один из её слайдов сообщал, что почти две трети мобильных пользователей интернета в Соединённых Штатах пользуются айфонами и айпадами.
В России — то же самое. Несмотря на то что российский мобильный рынок радикально отличается от американского, любители Android и в нашей стране склонны к пассивности. В Рунете почти на каждого пользователя с Android приходится пара пользователей с Mobile Safari.
Чтобы оценить активность пользователей Android и iOS в Сети, воспользуемся отчётом системы интернет-статистики Openstat (Spylog), счётчик которой установлен на множестве сайтов Рунета. По данным глобальной статистики Openstat, если принять всех посетителей, использующих iOS и Android, за 100 процентов, то на владельцев Android придётся только 37 процентов, а на пользователей iPhone и iPad — 63 процента.
При этом, по данным аналитического агентства «Смартмаркетинг», в 2010 году в России было продано 633 тысячи мобильных телефонов и планшетов на базе Android и только 301 тысяча — на основе iOS. Иными словами, если верить «Смартмаркетингу», в России устройства на основе Android вдвое популярнее, чем iPhone и iPad.
Чтобы понять, в чём дело, нужны дополнительные данные, но вот моя теория: статистика выглядит странно только из-за того, что мы сравниваем несравнимые вещи. За последние несколько лет границы понятий «смартфон» и «обычный мобильный телефон» (feature phone), никогда не отличавшиеся особой чёткостью, оказались окончательно размыты. Если разобраться, куда они переместились, то все вопросы отпадут сами собой.
Главным признаком смартфона всегда считалось наличие «настоящей» операционной системы с «настоящими» приложениями. В обычных мобильных телефонов её заменял примитивный безымянный middleware, а приложения если и были, то лишь на Java. Вдумайтесь, насколько это представление отстало от жизни.
Программы для Android тоже написаны на Java, но никто не видит в этом повода для того, чтобы отказать андроидным телефонам в праве считаться смартфонами. Первый iPhone не позволял устанавливать приложения, но никогда не был feature phone. Платформа Series 30, которую используют дешёвые мобильные телефоны Nokia, явно относится к другому классу, чем Android или iOS, но её никак не назвать примитивной: в ней есть и браузер, и приложения, и даже подобие App Store.
Правильнее искать отличия между смартфонами и обычными мобильными телефонами не в самой функциональности, которая становится всё более и более универсальной, а в том, как её используют. Обычный мобильный телефон — это в первую очередь телефон и лишь затем всё остальное. В смартфонах же телефонным функциям, браузеру и приложениям уделяется равное внимание.
С этой точки зрения Symbian постепенно превращается в систему для обычных мобильных телефонов (в Nokia так и планировали, так что удивляться не стоит), iOS и Windows Phone используются строго на смартфонах (во всяком случае, пока), а вот с Android происходит нечто ранее невиданное: это первая система, которая используется и в смартфонах, и в обычных мобильных телефонах, причём и там, и там — с огромным успехом.
Поведение владельцев смартфонов с Android, скорее всего, похоже на поведение пользователей iOS. Они не реже бывают в интернете и с той же частотой скачивают приложения. Если бы при сравнении с iOS были учтены лишь они, две диаграммы, приведённые выше, различались бы куда меньше.
В то же время некоторые устройства с Android используются исключительно в качестве обычных мобильных телефонов, а значит, и являются ими. Их обладатели звонят друзьям и отправляют SMS — и то, что теперь это приходится делать с помощью тачскрина, ничуть не меняет дела. Именно эти устройства, «обычные мобильные телефоны» с Android, портят платформе статистику.
Поскольку на смартфоны приходится лишь малая часть телефонного рынка, это частично объясняет, почему так быстро увеличивается доля Android. Она растёт в обоих направлениях — и вверх, к смартфонам, и вниз, к обычным мобильным телефонам. Учитывая, что по возможностям «мобильный телефон» с Android почти не отличается от смартфона с Android, из этого может получиться кое-что интересное: те, кто не покупал и не планировал покупать смартфон, однажды распробуют чисто смартфонные функции, доставшиеся им в нагрузку, и переметнутся в стан владельцев смартфонов.
Разумеется, это лишь одна из возможных версий. Тем не менее она кажется мне убедительной.