Сегодня в Сингапуре открывается историческое заседание ICANN. Главный регулятор глобальной сети, координирующий развитие системы доменных имён, должен утвердить вынашиваемый с середины «нулевых» план либерализации именной иерархии.
В случае успеха, компании и организации смогут регистрировать собственные домены высшего уровня. Попросту, вместо привычного company_name.com, любая оргструктура, удовлетворяющая ряду требований, получит право оформить доменную зону своего имени, .company_name, стать её владельцем и распределять имена второго уровня и ниже по собственному усмотрению.
Веб сегодня — это три с лишним сотни доменных зон, примерно два десятка из которых относятся к разряду общих (generic TLD — gTLD или просто генерик). Используются существующие gTLD весьма неравномерно: львиная доля веб-сайтов квартируют в известных всем .com, .net и .org, тогда как сравнительно юные .mobi, .tel, .name и другие могут похвастаться менее чем миллионом зарегистрированных доменов второго уровня каждый.
Для ICANN, основанной в 1998 году, расширение списка gTLD стало одним из самых больных вопросов. За время своего существования, подвергаясь давлению общественности, бизнеса, даже политиков (вспомните хотя бы дебаты по поводу .XXX — см. «Домен .XXX одобрен…»), организация увеличила список втрое. Но если решение, стоящее на повестке дня, будет одобрено, Сеть ожидает самая крупная перестройка с 1985 года, когда была введена в употребление собственно система доменных имён.
Механизмы, лежащие в основе глобальной сети, не изменятся. Но к действующему набору доменных зон добавятся сотни, а может быть и тысячи новых, мотивированных собственническими интересами.
Согласно плану, подать заявку на выдачу собственного генерика сможет любая официально зарегистрированная компания или организация, располагающая достаточными денежными ресурсами. Регистрационный взнос составит 185 тысяч долларов США, а в случае положительного решения, владелец нового gTLD обязуется выплачивать ICANN ещё по 25 тыс. долл. ежегодно.
Поскольку владелец генерика берёт на себя и функции регистратора в собственной доменной зоне, необходимо также подтвердить способность вести реестр, либо возможность оплачивать услуги сторонних специалистов. В результате годовое владение своим доменом высшего уровня может обойтись совокупно в сумму более двух миллионов долларов.
Впрочем, сторонники идеи уверены, что расходная часть будет легко компенсирована образовавшимися возможностями. Появление частных генериков позволит компаниям выделять под торговую марку целую доменную зону и развивать в её границах подконтрольную экосистему своих и родственных субпроектов.
Например Google сможет выстроить зону .android, разместив здесь всех, кто так или иначе связан с этой операционной системой. Предполагается, что и обывателю такая структура будет понятней разбросанных по закоулкам Сети узлов, посвящённых одной теме.
Одновременно решается проблема киберсквоттинга. Захватить доменные зоны ради последующей перепродажи сквоттеры не смогут по причине дороговизны и преимущественного распределения генериков владельцам торговых марок. А захватывать привлекательные имена внутри новых gTLD помешают уже обладатели зон, получающие эксклюзивные права администраторов.
Последнее обстоятельство даёт владельцам генериков право по собственному усмотрению взимать плату за выдачу доменных имён на своей территории. Это возместит расходы на регистрацию зоны, а может быть и станет источником прибыли. Что касается рядовых веб-предпринимателей, то и для них либерализация gTLD готовит приятный сюрприз в виде бесчисленного множество новых, интересных, а главное свободных адресов.
Но не все разделяют оптимизм доменных либералов. Свободное расширение списка общих доменных зон как минимум приведёт к конфликтам между владельцами одноимённых торговых марок, а также претендентами на gTLD с привлекательными именами.
Говорят, уже сейчас назревает спор за генерик .ECO между интернациональной Гринпис и занимающейся тем же самым, но в пределах США, Sierra Club. Представьте чем обернётся спор обладателей одинаково звучащих торговых марок, действующих в разных областях промышленности, но естественно интересующихся одной и той же доменной зоной!
ICANN надеется решить эту проблему, распределяя спорные генерики через аукционные торги. Но такой вариант тоже устраивает не всех. Очевидно, что преимущество в этом случае окажется на стороне более крупных участников.
Нет полной ясности и в вопросе о киберсквоттерах. Появление даже десятков новых доменных зон, не говоря уже о тысячах в будущем, образует мириады привлекательных именных комбинаций. Владелец сайта software.microsoft очевиден, но вот кто станет обладателем домена microsoft.software? И это лишь самый простой пример. Вообразите кошмар, который будет твориться в зонах .movie и .music!
Не нужно забывать и о специфических, трудно формулируемых сложностях, которые ожидают глобальную сеть с переходом контроля над доменными зонами в руки частных компаний. Будет ли соблюдаться веб-нейтралитет в корпоративных генериках? Исчезнет ли зона, чей хозяин разорится? Как частный характер владения генериками скажется на качестве доступа к наполняющим её узлам?
Вероятно, именно в силу огромного количества подводных камней, даже если план либерализации gTLD утвердят в полной мере, воплощение его займёт годы. На первом этапе (4 месяца после утверждения) ICANN намерена оценить реакцию общественности. Далее стартует 60-дневный период приёма заявок. После их удовлетворения, новые заявки не будут приниматься как минимум несколько лет — на протяжении которых ICANN, да и вся Сеть смогут проверить, кто был прав: критики или сторонники расширения gTLD.
Впрочем, это как раз та ситуация, когда результат хорош в любом виде. Хуже всего, если реформа имён пройдёт незамеченной. Сеть продолжает расти с ускорением: каждый день теперь регистрируются около 150 тысяч доменных имён, что на 10% больше, чем год назад. Появление новых зон, теоретически, должно спровоцировать и резкий всплеск регистраций.
Но значат ли что-то адреса сайтов для современного сетянина? Веб-сёрферы привыкли опираться на помощь поисковых систем, и даже адресная строка браузеров сегодня — поисковик в миниатюре. Пользователю более нет нужды помнить URL, да и вчитываться в него, пожалуй, тоже давно нужда отпала. Так нужны ли кому-нибудь, кроме самих владельцев, новые доменные зоны?