Если посмотреть на автомобильную пробку, можно заметить интересную вещь: машины трогаются с места неравномерно, и первыми начинают движение стоящие впереди водители. Из-за этого проехать на зелёный свет успевает мало желающих. Давайте ещё добавим сюда уникумов (хотя я бы употребил другой термин), которым срочно нужно выгнать своего железного коня на перекрёсток, пока это возможно… Не беда, что скоро загорится красный и навстречу пойдёт такой же поток, зато я буду на целых пять метров ближе к цели. Наблюдая эту картину, я каждый раз думаю: а что если заставить все машины ехать с одной скоростью, трогаться и тормозить одновременно? Тогда транспортная артерия сможет пропустить куда больше желающих в единицу времени. Но увы, подобная согласованность действий живым водителям недоступна.
Мы можем сколько угодно жаловаться на власть, которая не обеспечивает нужную пропускную способность городских автомагистралей, но это бесполезно. Даже самое грамотное регулирование не способно кардинально изменить ситуацию. Наши растущие потребности таковы, что никаких дорог не хватит. Здесь требуется кардинальное решение. Например, стоит уменьшить число машин на улицах… обратили внимание, что пробки создаёт в основном частный автотранспорт? На один автобус с десятками пассажиров приходится куча машин, везущих одну-две, пардон, попы. А ведь это неэффективное использование имеющихся ресурсов.
Необходимо на государственном уровне бороться (да, именно бороться) с частными авто в крупных городах. Способов много: платный въезд в центр, суровые наказания за неправильную парковку (по моим наблюдениям, на многих улицах Питера проезжая часть сужается вдвое из-за стоящих на обочинах машин) и т.д. Придётся развивать общественный транспорт, поскольку людям понадобится альтернатива…
Но отсекающие парковки и выделенные полосы для автобусов — средства банальные. А могут ли современные технологии предложить нетривиальное решение проблемы? Скажем, если люди не способны тронуться на перекрёстке все одновременно, то включённым в общую сеть роботам это по силам.
Есть одна проблема: таких систем пока не существует в природе. Более того, выезд на дорогу машин с автопилотом не соответствует правилам дорожного движения большинства стран мира.
На днях губернатор американского штата Невада подписал документ, разрешающий применение на дорогах общего пользования управляемых компьютерной системой автомобилей. Если верить эксперту Стэнфордского университета Райану Кало, это первый подобный нормативный акт в мире. Теперь департамент транспорта штата должен выработать регламент использования оснащённых автоматической системой управления автомобилей.
Понятно, что появление одного-единственного документа кардинально ситуацию не изменит, однако тенденция весьма интересная. Особенно если учесть, что в серийной продукции многих автоконцернов уже появились активный круиз-контроль, функция автопарковки или экстренного торможения перед препятствием. Пока включение автопилота при выезде на проспект или шоссе существует только в фантастических книгах… но ведь и самобеглые повозки когда-то были фантастикой.