Играли ли вы когда-нибудь в игру из серии X-COM? Любите ли вы UFO: Enemy Unknown так, как его люблю я? Глава студии 2K Games Кристофер Германн практически плюнул в лицо всем, кто готов утвердительно ответить на один из этих вопросов. Его компания занимается «возрождением» серии X-COM, но не в качестве любимой многими пошаговой стратегии, а довольно ординарно выглядящего шутера. На этом список преступлений Кристофера Германна не заканчивается: в интервью изданию MCV он открытым текстом заявил, что стратегические игры больше никому не нужны. Что ж, я готов поспорить с таким смелым выпадом в адрес одного из любимых жанров!
Во-первых, большие и красивые стратегии разрабатываются, выпускаются и имеют немалый успех. Electronic Arts клепает бесконечные серии Command & Conquer и Red Alert. Starcraft II стал самой быстро продающейся стратегией за всё время их существования: в первый месяц было продано более трёх миллионов копий (и это лишь первая часть из ожидающихся трёх!). Героическими стараниями студии Firaxis «Цивилизация» не погибла в 21 веке. Можно было бы ещё упомянуть Heroes of Might and Magic VI, разрабатывающийся французской студией по заказу Ubisoft, однако о таких богомерзких вещах как очередной трёхмерный HoMM лишний раз говорить не хочется.
Интересным и крайне популярным ответвлением стратегий стали сессионные тактические игры вроде DoTA, League of Legends, Bloodline Champions и так далее (одна только длина их списка подтверждает популярность). Отечественная компания Nival Network готовится уже в этом году выпустить игру Prime World, которая, если повезёт даст этому жанру что-то новое.
Наконец, стратегии могут обрести новую жизнь в социальных сетях. Если Farmville — это новый SimCity, то место нового Starcraft или хотя бы Heroes of Might and Magic по-прежнему свободно. На последнее, кстати, зарится интересный российский проект King’s Bounty: Legions.
Конечно, я не могу не признаться в субъективности взгляда. Конечно, как поклоннику стратегий мне бы хотелось видеть жанр живым и развивающимся. Но я такой не один — в России (да и вообще в Европе) стратегии любят больше чем в США. Дэвид Никсон из компании Creara читал интересный доклад на московской Конференции разработчиков игр, в котором пытался представить взгляд на российский игровой рынок из-за рубежа. Чтобы проиллюстрировать отличия, он спросил собравшихся в зале: «вы играли в X-COM?». Руки подняло больше трёх четвертей слушателей. «Что ж, — говорит Никсон, если бы я выступал перед американцами, я бы увидел одну-две поднятых руки».
Выходит, заявления разработчика XCOM тоже крайне субъективны — он рассуждает с точки зрения американского рынка. Можно не сомневаться, что у нас новый стратегический X-COM был бы куда популярнее чем шутер.