Открытых и бесплатных шутеров от первого лица для Linux немало: поисковики сходу выдают огромное количество ссылок на обзоры и сайты проектов. Есть, к примеру, неплохой рейтинг на английском языке. Доступны и русскоязычные материалы. Но если посмотреть на это многообразие вооруженным взглядом, то оказывается, что игровые движки большинства упомянутых FPS ведут родословную от продуктов компании id Software, отданных на растерзание разработчикам СПО. Другой большой блок — игры, генеалогическое древо которых восходит к Cube/Cube 2, наверное, единственному семейству изначально кроссплатформенных движков, созданных независимым разработчиком. Есть еще некоторое количество версий коммерческих игр для Linux, выпущенных крупными компаниями, а также неизвестных широкой публике проектов — их я упомяну позже.
Продукты id Software
Детище Джона Кармака и id Software представлять не нужно. Компания работает в сфере компьютерных игр с конца восьмидесятых годов прошлого столетия и считается родоначальником жанра «шутеров от первого лица». Все началось с культовой игры Wolfenstein 3D (Wolf 3D), выпущенной в 1992 году. Затем были игры, основанные на движке Doom, который часто называют Id Tech 1 (исходный код Doom для Linux был опубликован в 1997 году под несвободной лицензией, затем Кармак перелицензировал тексты под GPL, и на основе Doom было создано некоторое количество шутеров), и знаменитая серия Quake. Quake engine был одним из первых полностью трехмерных движков, на его основе компания id Software создала продукты следующих поколений — id Tech 2 и id Tech 3 для игр Quake 2 и Quake III: Arena, соответственно. Компания продолжила добрую традицию и открыла исходный код продуктов под лицензией GPL спустя некоторое время после успешного коммерческого использования.
Естественно, это привело к появлению многочисленных производных продуктов (таких, как OpenArena); чтобы рассказать подробно об эволюции основанных на разработках id Software движков потребовалась бы отдельная большая статья («генеалогическое» древо Quake engine на моем мониторе целиком не поместилось).
Почему Quake engine?
Этот вопрос часто обсуждают в тематических форумах, что неудивительно — сравнимых по возможностям с продуктами id Software и созданных независимыми разработчиками игровых движков я насчитал ровно два. Для создания такого продукта (а он должен содержать в себе и графический и физический движки) требуется немало рабочего времени. Энтузиастам нет никакого смысла изобретать велосипед, когда уже есть распространяющаяся на условиях GPL основа. Впрочем, эта основа, как правило, очень сильно дорабатывается, так что имеющиеся сегодня свободные движки вполне актуальны, хотя и уступают по своим возможностям современным коммерческим аналогам.
Такова общепринятая точка зрения.
Есть и другое мнение: дескать, основанные на id Tech* свободные игровые движки морально устарели, а внесенные независимыми разработчиками изменения не позволяют назвать их актуальными. Сложно сказать, кто из спорщиков прав. Лично я не большой любитель компьютерных игр, но беглое сравнение приведенных в рейтинге игр с нынешними коммерческими продуктами подтверждает мнение скептиков. Что неудивительно — индустрия компьютерных игр предполагает немалые капиталовложения. С другой стороны, имеющиеся шутеры могут конкурировать с такими хитами прошлого, как знаменитая «Контра», в которую до сих пор активно играют.
Независимые движки
Это больной вопрос — на самом деле, созданных независимыми разработчиками свободных игровых движков хватает. Первыми приходят в голову Blender Game Engine и Crystal Space, которые используются в игре YoFrankie.
Можно привести еще с десяток примеров, но до уровня основанных на продуктах id Software движков эти программы не дотягивают. Единственная более или менее адекватная независимая разработка — игра Cube. Она создана Воутером ван Оортмерссеном и распространяется под свободной лицензией Zlib. Последняя версия Cube была выпущена в 2005 году, тогда же разработчик открыл исходные тексты (кстати, их объем составляет около 400 кб). Игра не требует высокой производительности компьютера и позволяет редактировать карты в реальном времени.
Позднее был создан основанный на Cube движок Sauerbraten, который также называют Cube 2. Естественно, существует множество произошедших от Cube/Cube 2 шутеров: AssaultCube, Blood Frontier (проект, похоже, накрылся), Red Eclipse и т. д. Но игр здесь поменьше, чем в семействе «квейкообразных».
Что дальше?
Напоследок осталось разобраться, какое будущее ждет свободные и бесплатные шутеры от первого лица. Ближе к концу этого года должен будет состояться выпуск очередной игры id Software — Rage, основанной на движке id Tech 5, и по слухам, после этого id Software может открыть исходники движка id Tech 4, ранее известного под названием Doom 3 engine (на нем основаны такие игры, как Doom 3 и Quake 4).
Так или иначе, хотя Rage ещё и не вышел, в id Software уже активно разрабатывается продукт следующего поколения — id Tech 6. Выпущенный в 2004 году id Tech 4 может считаться устаревшим с точки зрения создателей коммерческих игр, однако в индустрии свободного ПО аналогов ему нет. Похоже, дальнейшее развитие открытых шутеров по-прежнему будет связано со старыми движками id Software, и реальной альтернативы им не предвидится.