Про шаттлы в последнее время мы писали много — оно и неудивительно. Тридцать лет американцы летали в космос на «челноках», бело-чёрная окраска и тупой нос этих аппаратов узнавался в любом уголке мира. Но сейчас речь пойдёт не о самих шаттлах, а об их предшественниках, и не только. Зачем его вообще создавали? Ну уж точно не для того, чтобы летать вокруг Земли в познавательных целях.
Конечно же, прежде всего шаттл — это, что называется, доказательство возможности воплощения в жизнь идеи. Идея (реальная, а не официальная), конечно же, заключалась в том, что с такой штуковины можно запросто что-нибудь запустить, но уже к земле. Это, конечно, если захочется, но вдруг захочется?
В общем, оружие сдерживания. Чтобы оно работало, нужно, чтобы у другой стороны (в данном случае — у Советского Союза) было бы что-то, что можно противопоставить. Противопоставили «Буран», но потом не до этого стало. Некого стало сдерживать и с помощью бело-чёрной тупоносой машины США, так что в последние лет семнадцать летали челноки к МКС постольку поскольку — есть, так не бросать же?
Фон Браун, кстати, был бы, наверно, и не против заниматься исключительно мирным космосом, но кому бы тогда он был нужен? Кстати, с фашистской Германии, в которой фон Браун начал свою карьеру, пожалуй, и начнём. В основном речь в этом посте пойдёт о двух интересных проектах летательных аппаратов, один из которых послужил источником вдохновения для другого.
Началось всё с проектов, самым известным из которых был проект «Зильберфогель«. Что это такое? Летательный аппарат этого типа должен был взлетать с трамплина длиной 3 км, покоясь на специальной платформе, которая бы ехала по рельсам. В воздухе он бы задействовал свои ракетные двигатели, вышел на высоту 145 км и летел бы со скоростью 22 100 км/ч.
Интересно, что со временем он должен был войти в стратосферу, но за счёт своей формы «Зильберфогель» должен был «оттолкнуться» от неё и вновь «отскочить» на заданную. Смысл в этом космическом корабле был исключительно практический и правильный: доставить бомбу весом в 4 тонны через Атлантику в континентальную часть США с какой-нибудь японской базы. Проект был завёрнут в 1941 году (из-за стоимости и сложности), но его переработанную версию приняли в 1944 году, но было уже поздно.
Учёные Ойген Зенгер и Ирен Бредт потом, кстати, работали во Франции над всевозможными проектами, связанными с космосом. Что примечательно — так это история неудавшейся попытки похищения Зенгера, которая вкратце звучит как сюжет какого-нибудь комикса. Иосиф Сталин, услышав доклад о «Зильберфогеле», послал во Францию своего сына Василия и учёного Григори Токати (именно Григори, это не опечатка).
Но вернёмся к нашей истории. По следам немецких учёных пошло NASA. Уже в 1958 году агентство мечтало о космолёте — конечно же, в основном для уже описанных целей. В задачи аппарата входили разведка, бомбардировка, саботаж вражеских спутников, а также, по совместительству, спасательные операции в космосе и обслуживание космических аппаратов. На проект было выделено примерно 4,73 миллиарда современных долларов (если учитывать инфляцию). Он назывался эпично: Boeing X-20 Dyna-Soar — разумеется, иначе как «динозавр» это никто не произносил.
Как и «шаттлы», Dyna-Soar должен был совершать посадку, планируя на специальную посадочную полосу, и выводиться на орбиту при помощи ракеты. Забавно, что, как и «Зильберфогель», этот космический аппарат также должен был «прыгать» обратно в космос за счёт атмосферы. Лишь после нескольких таких «скачков» он бы приземлялся. «Динозавр» должен был быть относительно небольшим одноместным кораблём, предназначенным в основном для военных заданий.
В отличие от «Зильберфогеля», Dyna-Soar не застыл на стадии разработки, а породил вполне себе физическое воплощение идеи, которое, впрочем, так никуда и не полетело. К сожалению (а может, и к счастью), в 1963 году проект прикрыли, так как к тому времени польза от него виделась туманной, а затраты — слишком большими. Это было достаточно неожиданно — ведь ещё осенью 1962 года были официально названы имена будущих пилотов «Динозавра». Среди них, кстати, был и Нил Армстронг.
Так что все эти полёты на МКС — ни к селу, ни к городу государству. Впрочем, недавно, похоже, космос гражданский и военный просто разделили. Для гражданского оставили мечту о Марсе и астероидах (через 25 лет, как всегда, и на этот раз даже непонятно, на чём), а военные просто не особо афишируют свою деятельность.
Подтверждение этому налицо. Посмотрите: на фотографии — беспилотный шаттл X-37B, который был запущен американскими Военно-воздушными силами в прошлом году. Зачем запускали и что он делал на орбите — никто не знает, но догадаться, в принципе, можно. Судя по маркировке (серия X) и компании-изготовителю (Boeing), проект этот ведёт свою родословную от успешно почившего в бозе Dyna-Soar X-20.