В этом году с выходом Android 3.0 Honeycomb и появлением первых «хромбуков» стало вроде бы совершенно ясно: в Google решили, что Android — это ОС для планшетов, а Chrome OS — для бюджетных и лёгких ноутбуков. Однако в новой версии браузера Chrome были обнаружены зачатки интерфейса для планшетов: с крупными кнопками, виртуальной клавиатурой, поддержкой поворота экрана и даже распознаванием рукописного ввода. Совершенно очевидно, что цель этих изменений — установка Chrome OS на планшеты. Если бы это была версия браузера для Android, то клавиатуру уж точно не пришлось бы добавлять отдельно.
У произошедшего разделения операционных систем («Андроид» — на планшеты, «Хром» — на нетбуки) есть вполне логичное обоснование. Chrome OS с её веб-приложениями рассчитана именно на компьютеры. У «хромбуков» есть полноценная клавиатура и тачпад — элементы интерфейса, идеально подходящие для работы с сайтами и веб-приложениями.
Конечно, с вебом можно работать и через тачскрин планшета, но это далеко не идеальное сочетание. В частности, ссылки и элементы веб-форм рассчитаны на нажатие курсором мыши, а не пальцем. Палец — инструмент куда менее точный и для него нужны более крупные элементы управления. К тому же нативные приложения уместнее на мобильной платформе: они эффективнее используют ресурсы компьютера и не требуют постоянного подключения к интернету. Google Android, изначально создававшийся для мобильных телефонов и поддерживающий установку приложений, вроде бы на планшетах смотрится куда более уместным.
Так почему же в Google вдруг рассматривают второй вариант распределения своих ОС? Возможно, конечно, просто готовят запасной вариант — на всякий случай. Возможно, считают, что рынок сам решит, какая из ОС где будет уместнее. Возможно, разработчики Chrome самовольно решили поэкспериментировать с тачскринами. Кто знает? Но дыма без огня не бывает, и мне кажется, что этот случай — не исключение.
Несмотря на всю активность вокруг планшетов на Google Android, их продажи не назвать ударными. Даже в те скудные цифры, которые оглашают производители устройств, верить нельзя, потому что указывается обычно количество отгруженных в магазины устройств, а не проданных конечным потребителям. К тому же процент возврата, как говорят, необычайно велик. Далеко не каждый новоиспечённый пользователь Galaxy Tab или другого андроидного планшета рад покупке. Сложно сказать, что именно его печалит, но недостаток планшетных приложений в Android Market вполне может быть одной из главных причин недовольства.
Если в Google не могут заставить разработчиков писать нативные приложения для планшетов с Android, то вполне логичным шагом будет попробовать приманить их возможностью делать программы на HTML и JavaScript (что заметно легче), причём одновременно для планшетов и нетбуков на Chrome OS. К тому же «Гуглу» никто не мешает добавить в собственные веб-приложения варианты интерфейсов для планшетов.
Наконец, решение двигать Chrome OS на планшеты можно считать не реакцией на катастрофу, а долговременным планом. Просто Android был готов раньше, и производителям планшетов сперва предложили его. Разработка Chrome OS находится на более ранней стадии, и её пока что готовят в качестве альтернативной системы, которая пригодится в будущем, не переставая при этом развивать Android.