Инвесторы хотят, чтобы в Nintendo наконец начали разрабатывать игры не только для своих платформ, но и для устройств на основе Android и iOS. Такова, по крайней мере, новость — пишет об этом Bloomberg, им верить можно. Давайте же посмотрим, стоит ли Nintendo в действительности о таких вещах беспокоиться и почему ими обеспокоены инвесторы.
Инвесторам, конечно, прежде всего важно, сколько стоят акции компании — а в последнее время они идут вниз, и не только из за общего кризиса на рынках. Ситуация, с их точки зрения, достаточно очевидна.
Вот, например, рассмотрим конкретный случай: как только в Сети появились слухи относительно новой игры про покемонов на iPhone и Android, акции сразу пошли вверх. В Nintendo эту информацию опровергли, и акции тут же рухнули. Получаем закономерность, вследствие которой, по крайней мере в ближайшей перспективе, компания должна делать игры не только для своего «железа», но и для других платформ, чтобы акции росли.
Сатору Ивата, генеральный директор Nintendo, впрочем, на этот счёт выразился довольно резко: пока он стоит у руля компании, ничего такого не будет. Почему? Тот же Сатору Ивата пояснял, что рыночные модели, согласно которым игры стоят очень мало, но продаются в больших количествах (а львиная доля айфонных и андроидных игр стоят один доллар), «обесценивают игры» и что его компания по таким правилам играть не будет.
Его позиция понятна: большая часть мобильных хитов разрабатывается быстро и строится на достаточно простой идее (вспомним птичек, которых нужно запускать из рогатки). У Nintendo есть Зельда, Марио и прочие громкие имена, игры с которыми запускаются только на приставках компании. У Nintendo достаточно денег, чтобы не беспокоиться по поводу наметившегося спада ещё несколько лет. Wii и разные модели мобильной приставки DS были чрезвычайно прибыльны, и опять же вспомним провальный GameCube, которому несмотря ни на что не удалось потопить фирму.
В Electronic Arts, крупнейшем разработчике и издателе компьютерных игр, однако, говорят, что за последние десять лет доля разработки продуктов для приставок снизилась с 80 до 40 процентов. Немалую роль в этом сыграли мобильные устройства. EA готова играть по новым правилам и не сопротивляется. Многие игры этого издателя продаются по правилам мобильного рынка: от 1 до 5 долларов за практически абсолютно тот же продукт, который на мобильных приставках стоит 40 долларов.
Для Nintendo, впрочем, такая модель — совершенно не выход. Эта компания — не только разработчик игр, но и прежде всего устройств, на которых в них играют. Разумеется, Nintendo не хочет лишиться такой замечательной вещи, как собственная платформа. Наверно, тут её можно сравнить с Apple, от которой и сейчас, и раньше требовали, чтобы она разрешила ставить свою Mac OS на компьютеры стороннего производства. Нет, и Apple, и Nintendo получают большую часть прибыли именно потому, что прежде всего продают «железо», на котором запускается их софт.
Тем не менее сейчас сложилась не самая радужная ситуация для японской компании. Да, действительно, Nintendo может позволить себе ещё очень долго продолжать действовать согласно сложившейся модели работы, но когда-нибудь придётся и задуматься, вне зависимости от того, что там хотят инвесторы.
Недавно выпущенная Nintendo 3DS не стала хитом, да и вряд ли могла. Наверняка её разработка была начата на фоне начального успеха стереокино и основывалась на предположении, что если со специальными очками оно может оставаться популярным только в кинотеатрах, то с дисплеем, который позволяет видеть стереоизображение без очков, всё точно прокатит.
Не прокатило. Изображение было не очень, а цена существенно выше той версии DS, которая существовала на рынке до 3DS. В результате некоторые студии отменили разработку игр для этой приставки, а их и так не густо. Люди не хотят покупать приставку, для которой нет игр, а разработчики — делать игры для приставки, которой ни у кого нет. Цену на 3DS недавно сильно снизили, но это только разозлило тех, кто купил её задорого, и, похоже, оставило равнодушными остальных.
Есть, конечно, ещё Wii U, но эта приставка со странноватым контроллером в виде, гм, планшета лишь немногим мощнее нынешнего поколения стационарных игровых приставок, которое уже давно пора менять, а остальные её преимущества странны и сомнительны.
Ещё одна проблема заключается в том, что все приставки остаются игровыми приставками, как бы они ни хотели быть чем-то большим (например, домашним кинотеатром, заменой десктопу). Смартфоны же и планшеты позволяют делать всё с относительно одинаковым удобством и, хотя там нет Марио, но есть уже очень много хороших игр, которые пусть просты на первый взгляд и сделаны маленькой командой, не дотягивающей до десяти человек, но при этом чрезвычайно интересны. В конце концов, когда компьютерные игры были маленькими (а деревья большими), для того чтобы сделать, скажем, Digger, требовался всего один человек.
Так что Nintendo, наверно, прежде всего стоит обратить внимание не на свои игры, которые, конечно же, не стоит разбрасывать по разным платформам, а на железо. Впрочем, что с ним делать, тоже непонятно. Ещё одна универсальная мобильная платформа уж точно никому не нужна.