При переезде на современные смартфоны стратегический жанр, пожалуй, претерпел самые интересные изменения. Если для аркадных игр всего лишь пришлось сменить схему управления, то со стратегиями не всё так просто. Их естественная среда — настольные компьютеры с клавиатурой и мышью. На приставках стратегии традиционно не приживаются — удачные попытки приспособить их для геймпада и телевизора можно сосчитать по пальцам. Зато тачскрины в плане управления армиями куда более перспективны. Впрочем, без изменений тоже, конечно, не обошлось.
Первое, что приходит на ум разработчикам, — это использовать для тачскринов тот же интерфейс, что создавался с учётом мыши. В конце концов, разница между двумя способами ввода не так уж велика. На устройствах с Palm OS и Windows Mobile с тачскринами, поддерживавшими стилус, можно, к примеру, было поиграть в Warfare Incorporated — неплохую стратегию, срисованную с классического Command and Conquer.
Попытки проделать то же самое на iOS не назовёшь особенно удачными. Например, портированный Warfare Inc не отличается особым удобством. То же можно сказать и о местной версии Red Alert, и о Starfront Collision, разработанном специально для iOS. Если мышью можно и выделять войска, и двигать экран в стороны, подводя курсор к одному из краёв экрана, то палец годится лишь для чего-то одного (обычно для перемещения экрана), а массовое выделение войск приходится реализовывать по-другому.
Robocalypse, Settlers и Majesty — куда более подходящие игры для телефона или планшета. Первая портирована с Nintendo DS и обладает крайне уместной на небольшом экране пиксельной графикой (войска, конечно, мелкие-мелкие, но зато вся карта умещается от силы на двух-трёх экранах). С Settlers и Majesty их роднит отсутствие необходимости в прямом управлении войсками — им здесь достаточно лишь задавать общие цели, а не указывать каждый раз, куда идти и в кого стрелять.
Оригинальное решение, которое позволило сделать удобные в управлении стратегии на телефонах с тачскринами, — убрать второе измерение. Поле боя, как оказалось, вполне можно сделать линейным — с одной стороны наша база, с другой — противник. Штампуем войска, и они сами начинают идти вперёд. Первой из таких игр была Steam Brigade, вышедшая для Windows в 2006 году. Она доказала, что такое упрощение не только не сделает игру скучной, но наоборот, может привнести динамику и свежие находки.
На iOS такие стратегии расплодились во множестве: Crystal Wars, Trenches, Corpse Craft (удачно сочетающая стратегию с простенькой головоломкой), Swords & Soldiers — все они, хоть и различаются в деталях, по сути представляют собой перерождённый для телефонов жанр риалтаймовых стратегий.
Ещё один популярный подвид — стратегии, где игрок лишь строит оборонительные сооружения вдоль длинной дороги, по которой волнами проходят войска противника. Игравшие в любую из них без труда поймут, о чём идёт речь. Жанр принято называть Tower Defence — судя по Wikipedia, его корни можно найти аж в 1983 году, но по-настоящему он стал известен лишь в начале двухтысячных — с появлением самодельных карт для Starcraft и Warcraft III, реализующих ту же механику.
В App Store можно найти множество реализаций «башенной защиты»: от уже довольно старой, но качественной Fieldrunners до новеньких Sentinel или Anomaly: Warzone Earth. Особняком стоят мегапопулярная на многих платформах Plants vs. Zombies, авторам которой удалось в достаточной степени отойти от классической механики Tower Defence, и при этом сделать игру ещё интереснее, а также Dungeon Defenders, где стандартная башенная защита плотно перемешана с другим жанром — многопользовательской сессионной ролевой игрой вроде DotA.
Однако речь до сих пор шла лишь про стратегии в реальном времени. Но что же пошаговая ветвь жанра (или, вернее, его ствол, если учесть, что пошаговые стратегии ведут свою историю ещё со времён игры в солдатики)? Делать ходы время от времени и не торопясь — как раз то, что было бы удобно на портативном устройстве.
Пошаговые стратегии есть — к примеру UniWar, Mecho Wars (клон Advance Wars с Nintendo DS) или портированный с компьютера Battle for Wesnoth. В них можно играть, но ни одна из них — не шедевр. Вероятно, спрос на эти игры вялый, и разработчики реагируют соответственно.
Зато такого всплеска популярности карточных и настольных игр компьютеры, пожалуй, не видели никогда. Из настолок на iOS есть Settlers of Catan, Carcassone, Puerto Rico, Neuroshima Hex — всё практически точные копии оригинальных игр. Телефонные интерпретации коллекционных карточных игр тоже делают во множестве — одних только клонов Magic the Gathering целый ворох: Shadow Era, Ascension, Kard Combat. В разработке последней даже участвовал автор Magic the Gathering Ричард Гарфилд.
Наконец, далёкими потомками экономических стратегий можно считать игры «огородного» жанра, перекочевавшие на телефоны из соцсетей. На iPhone и iPad очень неплохо себя чувствуют такие игры, как Smurfs’ Village, We Rule, Tiny Tower и прочие продолжатели дела Farmville.
К сожалению, ориентированы они в первую очередь на тех, кто в настоящие игры никогда не играл и вряд ли соберётся, так что, наверное, стоит благодарить компанию Electronic Arts за альтернативу в виде с грехом пополам засунутой в телефон версии SimCity.