Про Стива Джобса, его отставку и судьбу Apple сказано уже многое, и мы, наверно, завершим (по крайней мере пока) эту эпопею постом про нового исполнительного директора Apple Тима Кука. О том, кто такой Стив Джобс, многие судят по его речи, которую он произнёс перед выпускниками Стэнфорда. Но Тим Кук также произнёс недавно речь перед выпускниками своего университета, Оберна. Мы решили перевести её на русский, ведь в ней становятся понятны основные принципы жизни и работы нового гендиректора Apple. Вот она (а вот оригинал):
«Для меня огромная честь быть здесь со всеми вами. Вернуться туда, где я чувствую себя как дома, где сразу возникает множество приятных воспоминаний. Оберн сыграл ключевую роль в моей жизни и продолжает значить многое для меня, это немедленно становится ясно каждому, кто приходит в мой офис в Apple или ко мне домой в Пало-Альто. У меня там стоит столько много памятных вещей из Оберна, что можно подумать, будто вы находитесь в J&M или Anders (книжные магазины города Оберн, в которых также продаются памятные вещи. — Прим. пер.).
Стоя на этой трибуне, я взволнован и я знаю, что на жизни многих людей, живущих здесь, в нашем государстве и даже за его пределами, сильно повлияла трагедия, случившаяся у наших берегов (имеется в виду катастрофа на нефтяной вышке BP в 2010 году. — Прим. пер.). Я вырос на берегах Мексиканского залива, моя семья до сих пор живёт там, и я хочу, чтобы вы знали, что мои помыслы и надежды с вами.
Я также взволнован потому, что, стоя перед вами, я испытываю смирение, осознавая, каким образом и из-за кого я попал в эти стены. Я там, где я есть в жизни, потому, что мои родители принесли большую жертву, чем должны были. Из-за учителей, профессоров, друзей и наставников, которые беспокоились обо мне больше, чем должны были. И из-за Стива Джобса и Apple, которые дали мне возможность заниматься действительно полезной работой каждый день в течение последних двенадцати лет. И я осознаю, что даю сейчас советы тем, чьи идеи и разработки изменят нашу жизнь к лучшему. И я делаю это в собрании людей, где знания преподавательского состава дополняются заработанной нелёгким трудом мудростью многих родителей, дедов и даже прадедов, которые были источником невероятного вдохновения для сегодняшних выпускников.
Так вот, помня об этом, я поделюсь с вами несколькими личными открытиями, которые, по крайней мере, сослужили мне хорошую службу. Открытия, которые основываются на самом невероятном путешествии в моей жизни.
Самым важным открытием, которое я совершил в своей жизни, основано на единственном решении: пойти работать в Apple. Работа в Apple не входила ни в один план, которые я составлял для себя, но, без сомнения, стала лучшим решением, которое я принял до сих пор. В моей жизни были и другие важные решения, например поступить в Университет Оберн. Когда я был в старшей школе, одни учителя советовали мне поступать в Оберн, другие — в Университет Албамы, и, как я уже говорил, некоторые решения бывают достаточно очевидными.
Многим из вас в 1998 году было десять лет, и вы можете не осознавать, что в начале 1998 года тогдашняя Apple была совершенно не похожа на нынешнюю. В 1998 году не было ни айпада, ни аймаков, ни айфона, не было даже айподов — я знаю, сложно представить мир без айподов. Apple, конечно, производила «Маки», но год от года их продажи снижались, и компания стояла на пороге краха. Всего за несколько месяцев до того, как я принял предложение работать в Apple, Майкл Делл, глава Dell Computers, отвечая на вопрос о том, как разрешить кризис в Apple, ответил: «Я бы распустил её и отдал бы деньги акционерам». Говоря так, Майкл Делл лишь имел смелость высказать вслух то, что многие думали.
Так что тогда Apple занимала совершенно другую позицию, а моим работодателем на тот момент была Compaq Computer, которая являлась крупнейшей компьютерной компанией в мире. Дела Compaq не только шли намного лучше, чем у Apple, у них была штаб-квартира в Техасе, а значит, ближе к Обернским футбольным командам. Все чисто рациональные рассуждения о затратах и доходах выстраивались исключительно в пользу Compaq, и люди, которые знали меня лучше других, советовали мне остаться в Compaq. Один исполнительный директор, с которым я советовался, настолько сильно был в этом уверен, что сказал мне, что я буду полным дураком, если уйду из Compaq в Apple.
Принимая решение перейти в Apple, мне пришлось думать не так, как учат думать инженеров. Инженеров учат принимать решения, анализируя факты и не придавая значения эмоциям. Когда приходится выбирать между двумя альтернативами, мы вычисляем затраты и доходы и на основе этого решаем, какая из альтернатив лучше. Но в нашей жизни бывают такие случаи, когда тщательный подсчёт затрат и доходов просто не кажется правильным способом принятия решения. Есть такие случаи, когда более правильно положиться на то, что идёт изнутри, на интуицию — но именно тогда, когда чувствуешь, что именно является правильным выходом из ситуации. И вот что интересно: принимая самые важные решения в жизни, я обнаружил, что интуиция совершенно необходима для того, чтобы всё сделать правильно.
Передавая решение важных проблем интуиции, вам придётся отмести в сторону идею разработки жизненного плана, который бы имел какое-либо отношение к тому, что произойдёт в реальности. Интуиция — это то, что происходит мгновенно, и только если вы открыты для неё. Если вы прислушиваетесь к ней, то у неё появляется потенциал для того, чтобы направить или перенаправить вас в лучшем направлении. В тот день в 1998 году я прислушался к интуиции, а не к левому полушарию моего мозга или к людям, которые знали меня лучше других.
Сложно сказать, почему я прислушался к ней, даже сейчас я не могу сказать точно, но спустя едва ли пять минут моего первого интервью со Стивом я хотел отбросить осторожность и логику и пойти работать в Apple. Моей интуиции уже было известно, что работа в Apple является возможностью, которая выпадает раз в жизни, — возможностью работать с творческим гением и быть в числе руководителей, которые возродят великую американскую компанию. Если бы моя интуиция проиграла битву с левым полушарием моего мозга, я не знаю, где бы я был сейчас, но уж точно бы не стоял тут, перед вами.
Это был неожиданный урок. Я вспоминаю, насколько уверен я был на своём выпускном относительно того, что уготовила мне жизнь. Существовала часть меня, которая очень хотела иметь 25-летний план жизни. Когда я пошёл в школу бизнеса, у нас даже было задание набросать 25-летний план. Готовясь к этой речи, я нашёл свой — ему 22 года. Сказать честно, он не стоит той пожелтевшей бумаги, на которой написан. Жизнь иногда подаёт кручёный — я не понимал этого, когда был молодым студентом MBA. Не поймите меня неправильно: планировать будущее — хорошо, но если вы похожи на меня и иногда хотите прыгнуть выше головы, то вам не стоит рассчитывать на предсказуемую жизнь. Но даже если вы не можете планировать, вы можете подготовиться. Хороший отбивающий (бейсбольный термин. — Прим. пер.) не знает, когда придёт высокий кручёный мяч, но он знает, что это случится. И он может подготовить себя к тому, что он будет делать, когда этот мяч придёт.
Слишком часто люди считают, что полагаться на интуицию — то же самое, что полагаться на удачу или веру. Ничто не может быть дальше от правды — по крайней мере, я так это вижу. Интуиция может подсказать вам, какие двери открыты, и вы пройдёте через них. Но интуиция не может подготовить вас к тому, что ожидает вас за дверью. В свете сказанного мне всегда нравилась фраза Авраама Линкольна. Он сказал: «Я подготовлюсь, и однажды мой шанс появится». Я всегда верил в это. Именно вера в это привела меня в Оберн, где я изучал организацию производства, привела меня на практику в рамках Оберна, в Университет Дьюка, где я изучал бизнес, и привела меня на те позиции, которых слишком много, чтобы их перечислять.
В бизнесе, как и в спорте, большая часть побед предопределена до начала игры. Мы редко можем контролировать время, когда придёт та или иная возможность, но мы можем подготовиться. Я чувствую, что цитата из Линкольна особенно к месту сейчас, учитывая, в каком состоянии находится экономика, и беспокойство, которое многие из вас испытывают. Я точно так же беспокоился, когда закончил Оберн в 1982 году (да, я ископаемое — так, для ремарки). Но, как многие родители здесь наверно помнят, тогда состояние экономики было похоже на нынешнее. Доля безработицы измерялась двузначными числами, не было коллапса банков Уолл Стрит, но у нас был кризис сбережений и займов. Я беспокоился о своём будущем, как и многие мои сокурсники.
Но то, что было верно для Линкольна, было верно и для нас, выпускников 1982 года, и для вас, нынешних выпускников. Готовьтесь, и ваш час придёт. Как и представители предыдущих поколений, вы стоите на плечах тех, кто был перед вами. Моё поколение — ваши родители. И вы достигнете большего и пойдёте дальше. То, что вы здесь, в этом великом учебном заведении, в этой великой стране, в этот великий момент для вас и ваших семей, — свидетельство того, что ваша подготовка началась. Продолжайте готовить себя, как вы делали это в Оберне, и когда что-то внутри вас скажет: «Вот, это тот самый момент!» — это значит, что вы готовы.
Если вы подготовлены, то, когда откроется правильная дверь, вам останется одно: удостовериться, что ваши действия соответствуют вашей подготовке. По крайней мере, мне действительно близка вторая строчка кредо Оберна: «Я верю в труд, тяжёлый труд». Она была одним из основных моих убеждений столько, сколько я помню себя. Несмотря на то что эти слова очень просты, в них заложено огромное достоинство и мудрость и они прошли проверку временем.
Недавние события учат нас тому, что те, кто пытается достичь успеха без тяжёлого труда, обманываются сами или, даже хуже, обманывают других. Мне повезло — я окружён чудесными интуитами, мыслителями, которые создают самые изысканные и невероятные продукты в мире. Для нас всех интуиция не является заменой холодного расчёта и тяжёлой работы. Это просто подводка к вступительной части процесса. Мы не ищем коротких путей. Мы принимаем во внимание каждую деталь. Мы идём туда, куда ведёт любопытство, и осознаём, что путешествие может стать длиннее, чем хотелось бы, но при этом результативнее. Мы принимаем на себя риски, зная, что риски иногда ведут к неудачам. Но без возможности неудачи нет возможности успеха. Мы помним слова Альберта Эйнштейна: «Безумие — это повторение одного и того же и ожидание разных результатов». В общем, я знаю вот что: интуиция необходима практически в любой сфере деятельности, но без неустанной подготовки и исполнения задачи она бесполезна.
Вот мои размышления о необходимости интуиции, подготовки и тяжёлого труда. Мне они дали простой принцип для принятия самых важных решений в жизни: верь своей интуиции, а потом делай всё, чтобы доказать, что ты прав.
Следуя логике, на этом я бы закончил свои ремарки, но, как я уже говорил, иногда логика не должна превалировать, и поэтому у меня есть для вас ещё одно небольшое открытие, которым я хочу с вами поделиться. Мне кажется, было бы неправильным говорить об успехе, не упоминая провала. Я знаю, что ни одного из тех, кто достиг в своей жизни чего-то важного, не миновали сложности, разочарования и сожаления. Так что не считайте, будто нечто из прошлого помешает сделать что-то отличное в будущем. Скажу всем, кто сейчас испытывает сомнения, что и со мной такое случалось, и хотя сегодня я говорил о великих решениях, я принимал и такие, которые далеки от совершенства. Как и у многих из вас, у меня в жизни были сложности и неудачи. Но после многих миль, натоптанных мною по дороге жизни, я понимаю, что каждый из этих сложных периодов жизни проходит и после каждого мы становимся сильнее и умнее. Старое высказывание «и это пройдёт», несомненно, подтвердило свою правоту для меня и, я уверен, будет верно для всех, кто в него верит.
Так нарисуйте же в своём уме самую великолепную картину видения того, что вы хотите от жизни. Приготовьтесь, верьте и поступайте, доверяя своей интуиции. И не отвлекайтесь на выбоины на дороге жизни. Поздравляю, выпуск 2010 года: это ваш день! Это ваш момент. Вы получили первоклассное образование в первоклассном учебном заведении. Поздравляю ваши семьи и друзей, которые поддерживали вас. И, несмотря на всю важность этого дня, не забывайте дух Оберна через недели, месяцы и годы. Пусть радость будет с вами в вашем пути — а не в перспективе выполнения какой-то удалённой задачи. И вне зависимости от того, куда ваше путешествие может привести вас, начиная с этого момента, позвольте поблагодарить вас за то, что вы позволили мне сыграть небольшую роль в сегодняшнем событии».