Белый флаг, выброшенный HP на мобильном фронте, стал неожиданностью (см. «Планшетки: трудное детство»). Кризис перепроизводства предсказывается давно, уход со сцены того или иного игрока — событие возможное, но мало кто предполагал, что шоу начнётся так скоро. Однако того, что произошло после, не предвидел вообще никто.
Скопившиеся на складах TouchPad’ы, из которых за месяц торговли реализовать удалось в лучшем случае каждый десятый экземпляр, было решено ликвидировать по бросовым ценам. Да ритейлеры, кажется, и сами готовы были приплатить, только бы избавиться от казавшегося бесполезным хлама! Так что модель, стоившую раньше 499 долларов, уценили до 99. И вот тут случился сюрприз. Планшетка HP внезапно превратилась в самый востребованный продукт из ассортимента бытовой электроники!
Скорости, с которой «Тачпад» покидал прилавки, мог бы позавидовать и iPad. Amazon.com, Barnes&Noble, Best Buy и другие избавились от своих запасов в считанные минуты после начала распродажи (максимум через час). Спустя пару дней та же история повторилась в Англии и Австралии. Торговая сеть Best Buy, ещё неделей ранее плакавшая по поводу нулевого спроса, теперь, со слов инсайдера, пытается получить от HP новую партию — увы, снятой с производства — планшетки.
Кто занимал очередь? Конечно там были и энтузиасты, для которых устройство ценно само по себе (сразу же перенёсшие на него Android), и охотники за дисконтом. Однако вряд ли они одни способны поглотить 2 миллиона экземпляров, произведённых HP (по сторонним оценкам). Очевидно, что спрос обеспечили среднестатистические желающие обзавестись модным устройством. На что рассчитывают они, приобретая продукт, снятый с производства, управляемый операционной системой с исчезающе малым объёмом прикладного софта?
Вообще, если быть точным, на рынке уже есть планшетка от известного производителя, продающаяся заметно дешевле 500 долларов. Это Nook Color от Barnes&Noble, идущая по 250. Точной статистики нет, но считается, что устройство расходится очень хорошо, причиной чему отчасти низкая цена, отчасти — хитрая позиция: Nook, являясь Android-планшеткой по сути, предлагается как устройство для чтения. Так покупателя уводят от неизбежного сравнения с Айпадом.
Что ж, в плане богатства программного обеспечения TouchPad действительно проигрывает главному конкуренту. Но всплеск интереса к планшетке уже после её официальной кончины — ещё одно подтверждение давно известной беспощадной теории: люди будут покупать товар без оглядки на торговую марку, если только цена окажется достаточно низкой. В понимании обывателя недостаток функциональности «Тачпада» возмещался его новой ценой. Результат налицо.
Так что же, HP просто не угадала с ценником? К сожалению, для неё сбывать своё портативное детище по сотне за штуку — значит терять как минимум двести (оценка, конечно же, предположительная). Но сколько вообще может стоить планшетка? Веб-пионер и основатель популярного на Западе техноблога TechCrunch Майкл Аррингтон считает достижимой планку себестоимости как раз в 200 долларов. И к его словам стоит прислушаться.
Аррингтон досконально знаком с проектированием и производством этого класса устройств: его компания, CrunchPad, пыталась создать бюджетный планшетный компьютер ещё в 2008. Да, придётся пойти на жертвы: упростить схему, применить более дешёвые комплектующие. Но игра стоит свеч. Продавая такое устройство хотя бы по себестоимости, можно надеяться на ощутимый интерес со стороны покупателей даже в условиях, когда все поголовно вроде бы мечтают только об Айпаде. А за пользователями подтянутся и разработчики.
Действительность замечательно подтверждает доводы Майкла: на аукционе eBay «Тачпады» перепродаются в среднем за 250 долларов. Рынок сам нащупал правильную цену!
Сам «Тачпад» это скорее всего уже не спасёт — мобильное производство HP свернула. Но вот webOS получила неожиданный шанс продлить свои дни. Поддержка пользователей и платформы со стороны HP продолжится в ограниченном режиме: будет работать магазин приложений, проводиться конференции разработчиков. Но главное, компания выразила желание лицензировать операционную систему другим производителям. В свете последних событий в жизни Android (см. «Прощай, Motorola!»), интерес к webOS могут проявить крупные вендоры вроде HTC и Samsung. Самым же приятным будет внимание со стороны Amazon.com.
Случайно или нет, Amazon вдруг стала самой обсуждаемой участницей планшетного сегмента — и это при том, что собственно планшетки у неё ещё нет, и официально не озвучен даже план производства таковой. Однако слухами земля полнится: утечки информации, намёки руководства, рыночная конъюнктура — всё это заставляет сделать вывод, что крупнейший интернет-ритейлер готовится к октябрьскому пуску своего конкурента iPad (см. «В поисках золотой середины»).
Опять же по слухам это будет серия устройств с дисплеями от 7 и более дюймов, под управлением Android, параллельная или замещающая читалку Kindle. Изюминкой станет необычно низкая цена — в диапазоне от 200 до 300 долл. Amazon зарабатывает не на «железе» и ей не привыкать торговать себе в убыток ради захвата рынка — в конце концов, агрессивной ценовой политике Kindle обязан значительной частью успеха. И если компания останется верна своим принципам, аналитики в один голос прочат ей победу.
Так, согласно только что опубликованному прогнозу Forrester, в 4 квартале команда Джеффа Безоса сможет продать до 5 миллионов планшеток, заняв вторую вслед за Apple строчку в рейтинге планшетных производителей. Наличие собственного апп-стора для Android и огромного интернет-супермаркета, где продаётся буквально всё, тоже ей на руку. Обладатели планшетки наверняка получат льготы, а сама компания сможет лицензировать Android-компоненты для доступа в свой магазин сторонним производителям.
Тенденция к удешевлению мобильных устройств проявляется и для смартфонов. Каждый крупный производитель сейчас планирует серию бюджетных устройств (как только что представленный Galaxy M Pro от Samsung). Если верить слухам, даже Apple готовит к осеннему релизу дешёвую версию iPhone 4. Через три года половина продаваемых смартфонов будут стоить менее 200 долл.
Таким образом Amazon способна предоставить пользователям и партнёрам всё то же, что дают своим Apple, Google, RIM и Microsoft. За одним маленьким исключением: Android ей не принадлежит.
Apple, Google, RIM, отчасти Microsoft (через партнёрство с Nokia) и HP — всё это примеры бизнесов, сумевших добиться полной вертикальной интеграции. Они разрабатывают ОС, проектируют для неё «железо», они же владеют главными магазинами приложений. Удачно или нет — не так важно. Важней, что такая модель отныне считается безусловно самой выгодной и чуть ли не единственно возможной для игроков мобильного рынка. Чтобы вписаться в этот ряд, Amazon не хватает лишь собственной ОС.
Неудивительно, что как только HP отказалась от мобильных притязаний, в деловой прессе стала прорабатываться версия покупки webOS командой Безоса или её лицензирования на расширенных правах. Поэтому ставить крест на webOS рано. Если смелый прогноз подтвердится, Amazon сможет быстро, в течение года, превратить умирающую платформу в одного из главных героев планшетного сегмента.