Счётная палата РФ выявила в Роскосмосе «серьезные финансовые нарушения и нецелевое использование бюджетных средств». Проверку устроили в космическом ведомстве после неудачного запуска спутников ГЛОНАСС в прошлом году. Нарушения обнаружились ещё весной, но из-за падения «Прогресса» две недели назад о них вспомнили снова. Председатель Счётной палаты Сергей Степашин считает, что финансовые и космические проблемы напрямую связаны.
В декабре 2010 года в океан упала ракета, которая несла три спутника «Глонасс-М». Потеря сразу трёх спутников серьёзно ударила по проекту, и так уже выбившемуся из расписания. Навигационную систему ГЛОНАСС строят с советских времён и никак не могут закончить, хотя после 2001 года она стала практически одним из «президентских» проектов.
Но это было только начало. В феврале геодезический аппарат военного назначения «Гео-ИК-2» промахнулся мимо нужной орбиты из-за нештатной работы разгонного блока. История повторилась в августе, когда новый спутник связи «Экспресс-АМ4» стоимостью 20 млрд рублей взлетел по неверной траектории и потерялся. Спустя несколько дней до МКС не добрался космический грузовик «Прогресс».
В апреле главу Роскосмоса Анатолия Перминова сняли «по мягкой формулировке» — в связи с достижением предельного возраста пребывания на госслужбе. Вместо него главой Роскосмоса стал бывший первый заместитель министра обороны Владимир Поповкин. Правда, судя по августовским провалам, и при новом начальнике ситуация выглядит не лучшим образом.
Интересно, что в начале августа Поповкин дал «Коммерсанту» большое интервью, в котором, среди прочего, высказал сожаление о том, что половину бюджета Роскосмоса съедают пилотируемые программы: «Это при том, что сегодня больших проблем для пилотируемых проектов в ближнем космосе нет. Всё-таки за пятьдесят лет, проведённых СССР и Россией в космосе, специалисты выяснили, определили и разрешили практически все проблемы, связанные с пребыванием человека на высоте 300-350 км над Землёй».
Но вернёмся к пропавшему «Прогрессу». Космический грузовик должен был доставить на МКС 2,6 тонны грузов, в том числе продукты, воду, топливо, оборудование и посылки от семей членов экипажа станции. Всё это сгорело в атмосфере, а что не сгорело — рухнуло на Алтае. Теперь обитателям МКС придётся экономить на всём, а возвращение текущей экспедиции отложено, как отложена и отправка следующей.
Авария вызвана сбоем в работе ракеты-носителя «Союз-У». С 1973 года и до июля 2011 года было совершено 768 запусков этой ракеты, из них 748 успешно и только 20 аварийно, то есть надёжность конструкции этого носителя не вызывает сомнений. Но только в том случае, если соблюдены все технические требования. Сейчас в аварии ракеты-носителя и потере «Союза» винят «некачественную сварку» в двигателе РД-0110. Если версия подтвердится, придётся проверять все двигатели этой серии.
Гибель «Прогресса» стала первой за всю историю запусков этих кораблей и потому воспринимается особенно болезненно. Вдобавок, поскольку после отставки американских шаттлов «Прогрессы» превратились в главное средство сообщения с МКС, возможные проблемы беспокоят западных партнёров на порядок больше обычного. Серия крупных аварий за небольшой — менее года — срок представляет собой более чем серьёзную проблему для российской космической отрасли, поскольку под угрозу ставится сама её репутация — репутация поставщика надёжных ракет-носителей и кораблей.
Под угрозой оказываются не только дорогие спутники и материальное снабжение МКС, но и жизни будущих астронавтов. И не факт, что риск этот можно снизить проверками и увольнениями высокопоставленных начальников, если на их смену придут другие, с таким же отношением к делу. А это, скорее всего, так и будет.