Ещё недавно мобильный телефон был роскошью, а теперь не только телефоны есть у всех, скоро, наверно, и смартфоны будут у всех — дешёвые андроиды. Что же в этом плохого? Для потребителей, может, и ничего, а вот для телекомов — ещё как плохо. Проблема, кстати, серьёзная — рост акций телекоммуникационных компаний основан именно на том факте, что рынок этот перспективный и не до конца освоенный. Кстати, как так получилось?
Телекоммуникационные компании до недавнего времени ориентировались на развитые страны, но теперь там подключать, буквально, некого. У всех есть мобильники и по два-три номера. Остаются, конечно, развивающиеся страны, но продавать услуги в них приходится, конечно, по дешёвке, что никак не способствует благоденствию телекомов.
Если верить аналитикам фирм Ovum, число новых подключений за будущие пять лет возрастёт на 30%, с 6 миллиардов в год до 7,8 миллиарда в год, но прибыль увеличится лишь на 10%. Более того, в западной Европе выручка вообще упадёт.
По словам человека, составившего доклад, Эмека Обиоду, любые иллюзии относительно того, что телекоммуникационные компании продолжат астрономический рост, совершенно ложные. «Можно с уверенностью говорить, что сфера вошла в свою «взрослую» стадию и стала сферой обслуживания, — говорит он, — Теперь всё будет сводиться к выплате дивидендов акционерам и защите собственной территории.»
Два десятилетия развития породили шесть из 100 крупнейших мировых компаний, однако вторая волна экспансии, на этот раз на развивающиеся рынки, не принесёт второй волны огромной прибыли.
Что это значит в двух словах? Как и со стационарными телефонами, как и с водопроводом и электричеством, из сферы, которая находится «на переднем краю», операторам сотовой связи остаётся «чинить трубы и проводку». Лафа закончилась.