Сайт Rusleaks, оскандалившийся в начале октября и вроде бы закрывшийся под нажимом властей, напомнил о себе пресс-релизом, в котором сообщается, что сайт уходит в подполье — то есть, в пиринговую сеть I2P. Оскандалился этот ресурс тем, что содержал закрытые базы с персональными данными на граждан России (или, как утверждают сами создатели проекта, только позволял осуществлять поиск по этим базам, «свободно гуляющим по интернету»). После чего государственная машина (каковая только и могут являться источниками этих баз), обидевшись, начала предпринимать усилия по ликвидации проекта.
Почти успешно: теперь Rusleaks ушёл в анонимную «оверлейную» сеть, зашифровавшись намертво. В своём пресс-релизе они написали:
Сейчас мы продумываем формат, в котором в дальнейшем будет работать сайт.
На данный момент мы перенесли сайт в анонимную сеть I2P, для доступа к которой нужно установить и настроить специальное программное обеспечение. Это поможет оградить ресурс от случайных посетителей, заходящих просто из любопытства. Для тех же, кто хочет использовать наш проект по назначению, он доступен по адресу rusleaks.i2p.Следующим шагом, скорее всего, мы будем вводить ограничения на доступ к проекту: по запросу к проекту будут допущены правозащитные и антикоррупционные организации, известные сетевые борцы с коррупцией. На данный момент в нашей команде нет единого мнения, оставлять сайт доступным для всех или нет: если оставить открытым, то им опять будут пользоваться не по назначению, если ограничивать доступ по запросам, то это автоматически исключит тех, кто хочет заниматься расследованиями анонимно.
Касаемо обвинений со стороны Генпрокуратуры и Роскомнадзора, обвинивших сайт в нарушении закона «О персональных данных», то владельцы ресурса уверяют, что они не являются гражданами России и серверы Rusleaks изначально располагались вообще не на территории РФ.
В этой связи, правда, не очень понятно, зачем тогда было переезжать в анонимную сеть и вообще что-то прятать. Так или иначе, проект, который затевался как аналог WikiLeaks, таковым пока не сделался, а вот внимание к себе привлёк. Время покажет, что из этого всего выйдет и выйдет ли что-то вообще.