Коллега Денис Злобин подготовил интервью с Дейвом Смитом. С человеком, который сподобился во время оно перекроить всю индустрию электронных музыкальных инструментов, причём не единожды, а сразу четыре раза.
Первым «землетрясением», которое устроил Смит, был инструмент, выпущенный его компанией Sequential Circuits, — Prophet 5 (1978 год). Первый в мире музыкальный инструмент на базе микропроцессора; первый (или один из самых первых, на этот счёт мнения расходятся) полностью программируемый полифонический аналоговый синтезатор. Программируемость с тех пор стала обязательным условием для всех синтезаторов в мире.
Что немаловажно, Prophet 5 имел ещё и достаточно демократичную для тех времён цену, так что его называют ещё и первым «доступным» синтезатором 1970-х.
Второй раз Смит изменил лик планеты в самом начале 1980-х, когда предложил всей отрасли разработать и принять на вооружение стандартный протокол, который обеспечивал бы связь и взаимопонимание между всеми электронно-музыкальными инструментами в мире. Проект «универсального интерфейса для синтезаторов» (Universal Synthesizer Interface — USI) Смит представил на собрании Общества Аудиоинженеров (Audio Engineering Society), а к 1983 году проект обрёл реальные очертания под названием Musical Instruments Digital Interface (Цифровой интерфейс музыкальных инструментов), сокращённо MIDI. Демонстрацию работы протокола Смит проводил лично, соединив и заставив общаться друг с другом синтезатор собственной разработки Prophet 600 и инструмент Roland Jupiter-6.
Протокол связи для музыкальных инструментов MIDI и сегодня по-прежнему используется, причём не слишком сильно изменившийся (о чём в интервью говорится вполне однозначно). Хоть и прошло много-много лет. Да, сегодня всё реже используются кабели с пятиштырьковыми разъёмами, у большинства современных MIDI-клавиатур есть USB-разъёмы, но сам протокол — никуда не делся и не скоро, видимо, денется.
Третий раз Смит сотряс музыкальную вселенную уже во второй половине 1980-х годов, когда, после продажи его компании Sequential Circuits Yamaha, он сначала работал в R&D-подразделении этой корпорации, а затем перебрался в аналогичное подразделение Korg. И туда, и туда он привёз своё ноу-хау, которое успел опробовать ещё в серии Prophet, — так называемый «векторный синтез». Джойстики, характерные для Prophet VS, попали сначала в синтезаторы Yamaha SY22/TG33, а затем в Korg Wavestation. Ставший легендой, синтезатор Wavestation — в полной мере детище команды инженеров, в которой Смит был, скажем так, не последним человеком.
Кстати: в интервью Смит утверждает, что, поскольку-де Yamaha DX-7 и Korg Wavestation — цифровые синтезаторы, то их идеально эмулируют их софтверные вариации, звук идентичен. Так вот. Не вполне он идентичен, надо заметить. Пишу как человек, у которого дома стоит рэковый Wavestation и который имел дело с софтверным Korg Legacy Collection Wavestation. Сравнение не в пользу последнего.
Наконец, уже в 1990-е годы Смит, ставший президентом компании Seer Systems, стоял у истоков самого первого в истории программного синтезатора, работавшего на PC; программа впоследствии получила название Reality. Первая демонстрация этой разработки состоялась в 1994 году. Вторая её редакция была лицензирована компанией Creative Labs и разошлась миллионами копий: этот синтезатор использовался в сверхуспешной звуковой плате SoundBlaster AWE 64.
И вот именно третья версия программного детища Смита получила название Reality. Это был первый в истории профессиональный софтверный синтезатор.
Софтверным синтезаторам имя сейчас легион, и эмулируют они эти бог знает сколько самых разных аппаратных своих «предтеч». Крупнейшие производители, такие, как Arturia и Native Instruments, каждый выпустили по своей версии эмулятора Prophet 5 (в случае с Arturia он интегрирован с эмулятором Prophet VS).
Ну а Дейв Смит, создав новую собственную компанию, снова взялся за аналоговые синтезаторы. Как в старые добрые времена.
Интервью с ним можно прочитать здесь.