Через несколько лет автомобили смогут спокойно обходиться без водителя – он им просто не понадобится. Многие машины уже оборудованы запредельным количеством датчиков, но и это ещё не предел. Адаптивный круиз-контроль, помощь в экстренных ситуациях и при спуске или подъёме в гору, автоматическая парковка – автомобили уже способны выполнять некоторые задачи самостоятельно. Производители не останавливаются на достигнутом.
В будущем машины научатся ещё эффективнее расходовать горючее и избегать сжигания топлива впустую. Сейчас активно внедряется система Start/Stop и отключение половины цилиндров (соответственно существенно снижая расход) при определённых условиях езды. Нэди Боулс, глава отделения General Motors по внедрению инноваций, считает, что автомобили смогут ещё эффективнее экономить бензин, солярку или электроэнергию. К примеру, теперь многие автомобили с МКПП показывают водителю, на какой передаче в данный момент лучше всего ехать.
Но если бы сама машина управляла педалью газа, то соотношение «мощность-экономия» всегда оказывалось бы оптимальным. GM показали на своём концепт-каре EN-V полностью автоматическую парковку. Владелец может покинуть своё транспортное средство, а автомобиль сам будет искать, где остановиться. Причём парковочное место может находиться довольно далеко. Водителю не придётся искать своё средство передвижения по всему району: достаточно «вызвать» его через смартфон – и оно приедет к нужному месту.
Дальше – больше. Это звучит невероятно: автомобили научатся общаться между собой. Но не спрашивать друг у друга об уровне масла или жаловаться на плохих хозяев, а обмениваться ценной информацией. Допустим, на автостраде машины выстроятся змейкой с минимальным расстоянием между ними за каким-нибудь тягачом. Он обеспечит воздушный мешок идущим позади него автомобилям. Тем не потребуется тратить топливо на преодоление неизбежного воздушного сопротивления, а это уменьшит расход на 10-15 процентов.
При торможении передней машины все остальные автоматически замедлят движение, что уже реализовано в адаптивном круиз-контроле. Но добавится защита от вмешательства водителя: если авто спереди затормозит, давить на педаль газа будет бессмысленно – машина просто откажется выполнять неразумное и потенциально опасное действие.
Боулс также считает, что в будущем изменится дизайн автомобилей, а это позволит сделать их гораздо легче. Ведь если машины будут полностью самостоятельно ездить и обмениваться сведениями, аварийность на дорогах исчезнет. Следовательно, отпадет потребность в тяжёлых и дорогих материалах, которые повышают безопасность находящихся в салоне людей. С другой стороны, полностью избежать ДТП вряд ли когда-нибудь удастся, а сохранность человека должна быть выше заботы об окружающей среде, поэтому полностью отказываться от систем защиты производители вряд ли рискнут.