Поистине удивительно, как по-разному могут отмечать юбилей любимого продукта разные категории пользователей. Случившееся на днях десятилетие плеера iPod благодарные поклонники встретили посвящениями в духе «Как Стив Джобс спас музыкальную индустрию» и «День, когда родилась музыка» (см. «iPod: песенка ещё не спета»). Минувший вчера десятый день рождения Windows XP едва ли кто-то заметил вообще.
Неблагодарность? Чёрная! iPod всего лишь переписал звукоиздательские каноны, XP — возвела дивный новый компьютерный мир. Оглянитесь вокруг: морально и технически устаревшая, Windows XP до сих пор остаётся самой популярной операционной системой в доме и офисе. По иронии судьбы, именно в эти дни она ещё и передаёт свои полномочия совсем юной наследнице.
Новую версию MS Windows, получившую вместо номера звучное название «XP» (от eXPerience — букв. мастерство), представил публике с нью-йоркских подмостков лично Билл Гейтс. Основатель Microsoft к тому моменту уже сложил с себя полномочия CEO и занял созданный специально под него пост главного софтверного архитектора. Но ни личное участие Гейтса, ни уникальный для своего времени функционал, ни беспрецедентная рекламная кампания (в общей сложности будет истрачено свыше одного миллиарда долларов) не помогли заронить искру интереса в массы.
Самой популярной операционной системой на тот момент была Windows 98, значительная часть пользователей всё ещё работала с 95-й. Старт продаж новой версии оказался вялым: XP расходилась медленнее своей предшественницы.
Главная заслуга XP в том, что она сумела изменить сложившийся образ MS Windows как ужасного, но необходимого зла. 95-ю не зря ставили в один ряд с Хиросимой и Чернобылем: привлекательная внешне, но построенная на технологиях времён MS-DOS, она, точно мирный атом, могла в любую минуту обратить свою энергию против пользователя. XP, став внешне эволюционным продолжением тех же идей, принесла революционные изменения внутренней архитектуры.
Впрочем… Нью-Йорк, осень 2001-го — можно ли вообще найти менее подходящие момент и место для запуска нового проекта? Крах бума дот-комов, события 11 сентября спровоцировали волну пессимизма, сомнений, даже страха перед будущим. Были и чисто технические занозы. Windows XP стала первой, ориентированной на дом и офис (персоналки, не серверы!) версией в своём семействе, построенной на новом ядре, унаследованном от профессиональной Windows NT. Помимо сравнительно меньшей производительности на старом «железе», она требовала новых драйверов и нового программного обеспечения. Неудивительно, что очередей за XP не было.
Потребовался год на то, чтобы производители и разработчики устранили пробелы, и публика, неспешно обновляя компьютерный парк, распробовала прелести XP. Помимо массы конкретных новаторских решений (недостижимая на старых ядрах стабильность, поддержка новых форматов и стандартов «из коробки», настоящая многозадачность и т.д.), Windows XP воплощала и несколько хороших широких идей. Именно она пробудила у публики вкус к беспроводным сетям, мультимедийному дистанционному общению, потреблению цифрового контента.
Два года спустя после старта, XP уже была самой популярной операционной системой на планете. С тех пор и вплоть до 2007 удельная доля её инсталляций только росла: с одной трети в 2003 до трёх четвертей в 2006 (400 млн. только официально проданных копий). То был звёздный час Windows XP и в каком-то смысле начало её заката, но — не торопитесь. Windows Vista, запущенная в 2006 и призванная заменить знаменитую предшественницу, продемонстрировала то, что называется epic fail — легендарным провалом: вопреки всем надеждам и ожиданиям, её доля на рынке так никогда и не превзошла 20%. Лишь следующая версия системы, Windows 7 в 2009, смогла заинтересовать пользователей.
Семёрка фактически повторила успех XP: за два года она смогла стать доминирующей ОС. Месяц назад, первой, о случившемся переломе объявила Microsoft. Сейчас, один за другим, её слова подтверждают независимые исследователи. Так, согласно службе StatCounter, Windows 7 теперь работает на 40% персоналок, тогда как XP ушла ниже 39%. По другим данным (Net Applications как пример), XP всё ещё держит первое место, с 47% против 30% для Семёрки. Впрочем, все наблюдатели сходятся в одном: доля XP стремительно падает, а Windows 7 так же быстро растёт.
Таким образом, закат XP теперь только вопрос времени и, наконец, можно задаться следующим вопросом: благодаря чему она продержалась так долго? Одна из вероятных причин — техническое совершенство. Если Windows 95 начали поносить уже через несколько лет после запуска, то XP публика по-настоящему любит даже спустя десятилетие! Да, она «дырявая», да, периодически требует переустановки, да, давно устарела — но она проста, изучена до последнего винтика, а потому предсказуема, и в общем делает своё дело. Как говорится, четыреста миллионов человек не могут ошибаться!
Впрочем, рассматривать XP в отрыве от времени и условий, в которых она существовала и развивалась (последний сервис-пак выпущен в 2008), было бы неправильно. Та же самая инерция апгрейда, что десять лет назад тормозила миграцию публики с Windows 98, теперь замедляет отток пользователей с XP, продляя её век. Обыватели, да и бизнес не торопятся покупать новые PC (см. «Как поживаешь, PC?»): относительно современный софт работает хорошо и на старых машинах, а обновление предполагает траты не только на более мощное «железо», но и на саму новую ОС.
В объективных сложностях переезда многие усматривают ещё одну причину долголетия XP: в отличие от Linux и Mac OS X, где переезд с версии на версию дешёв и сравнительно безболезнен, смена версии MS Windows предполагает значительные финансовые и трудозатраты.
Наконец, заметную роль в судьбе XP сыграл провал Windows Vista. Удайся Microsoft этот затянувшийся эксперимент (разработка Vista началась ещё в 2001) — и сегодня персоналки выглядели бы совершенно иначе. Но перегруженная технологиями, жадная до вычислительных ресурсов Виста показалась слишком накладной даже владельцам десктопов. Когда же в 2008 мир захлестнула волна нетбуков, XP — быстро ставшая на этих маломощных машинках стандартом де-факто — нанесла своей наследнице смертельный удар.
Стоять на месте — значит двигаться назад: таков лейтмотив поздравительной открытки, нарисованной сотрудниками Microsoft в память о десятилетии XP. И пусть софтверный гигант, как всегда, слегка привирает в свою пользу, мир и технологии с момента выхода Windows XP действительно здорово изменились.
Но годы идут, и затянувшаяся эпоха XP давно не в радость её создателю. Здоровое, регулярное обновление компьютерного парка для Microsoft не просто статистика: продажа Windows приносит компании четверть её выручки, и сейчас эта часть — благодарите XP и общую стагнацию рынка персоналок! — растёт медленней всех прочих направлений. Софтверный гигант несколько раз порывался похоронить старушку, однако неизменно соглашался на пролонгацию.
Розничные продажи XP прекратились только в 2008. Ещё через год-два поставили крест на технической поддержке и OEM-поставках. Но до лета 2014 корпорация продолжит поддержку пользователей по расширенной программе, а до 2020 будет возможен XP-даунгрейд с более свежих версий Windows.
Отсутствие «заплаток», свежего софта, а также естественная, пусть и неспешная миграция в конце концов сведут процент XP-пользователей к незначительному. Но вот что интересно: Windows 8, стартующая (предположительно) в следующем году, имеет все шансы повторить непростую судьбу своего знаменитого предка. Как и в 2001, публика, которой предложат Восьмёрку, будет разрываться между новым продуктом и двумя популярными старыми (Windows 7 и XP). Как и в 2001 её предшественнице, Восьмёрке придётся преодолевать культурную инерцию: пусть её аппаратные требования невысоки, но — принципиально новый интерфейс, отсутствие знакомой миллиардам пользователей кнопки Пуск (см. «О кнопке Пуск замолвите словечко»), новые драйверы — всё это гарантирует медленный старт.
Впрочем, нет худа без добра. Именно у Восьмёрки есть и реальный шанс воплотить в жизнь ту мечту, которую Гейтс озвучил ещё десять лет назад и связывал с Windows XP. Осенью 2001 главный софтверный архитектор Microsoft утверждал, что его основным рабочим компьютером стала Tablet PC, а в следующие пять лет такие машины обойдут по продажам обычные персоналки, по крайней мере в США.
Увы, не сбылось: только десять лет спустя, доведя «таблетки» до ума, кто-то сумел добиться заметного успеха с компьютерами планшетного формата. Что ж, пусть уже без Гейтса, Windows 8 следует всё тем же курсом: её пользовательский интерфейс заточен под работу на ходу, и кто знает, может быть в следующую пятилетку Windows-планшетки таки исполнят мечту XP?