Ситуация с неудачно запущенным зондом «Фобос-Грунт» остаётся туманной. Руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин продолжает утверждать, что возможности спасти станцию ещё остаются как минимум до начала декабря (до этого срока сохраняется баллистическое окно для полёта на Марс). В то же время источники в космической отрасли, с которыми СМИ общаются на условия анонимности, с самого начала говорили, что шансы на успешный исход ничтожно малы или просто отсутствуют.
Проблема в том, что зонд находится на очень низкой (около 200 км) орбите и, похоже, сориентирован вверх антеннами. Связь с ним возможна лишь в течение семи минут каждый раз, когда он оказывается в зоне видимости контрольного пункта на Байконуре. С пятницы наземным службам так и не удалось получить с него никакой телеметрической информации, равно как и загрузить какую-либо новую программу.
Естественно, освоение космоса теснейшим образом связано со всевозможными рисками, и всегда есть вероятность неудач. Марс и его окрестности вообще крайне недружелюбны к посылаемым с Земли аппаратам, предыдущие попытки отправить аппараты к Фобосу — а таковых было две — закончились провалами.
Возможно, во всей этой истории было бы меньше драматизма, если бы не серия широко известных провалов с неудавшимися запусками других аппаратов, случившимися за последний год.
В пятницу «Газета.ру» опубликовала крупную статью по поводу «Фобос-Грунт», в которой, в частности, встречается вот такой пассаж:
«Разрекламированные, как хрущёвская кукуруза, нанотехнологии сегодня подзабылись, но продолжают поглощать государственные деньги, пусть и в урезанных объёмах. Сколково, задачи которого малопонятны и которое резко критикуется большинством специалистов, собирается получить к 2013 году около полусотни миллиардов рублей только из федерального бюджета, не считая денег, принудительно подтянутых окологосударственным бизнесом. Исследования и опытно-конструкторские разработки в рамках программ перевооружения, целесообразность большинства из которых никем всерьёз не просчитана, тянут уже на триллионы рублей.
На фоне этого разгула трат «Фобос-грунт», осмысленный проект с ясными задачами, причём проект действительно модернизаторский, если уж употреблять именно это опошленное слово, да ещё находящийся на переднем крае международных исследований космоса, оказался в бедных родственниках и вот-вот пополнит список российских космических неудач. Хотя обеспечить для него достаточное финансирование было вполне реально и даже не очень трудно.»
«Фобос-Грунт» стоил пять миллиардов рублей. На фоне «Сколково» и тем более «исследований и опытно-конструкторских разработок», тянущих на триллионы, это очень немного.
Поэтому с доводами «Газеты.ру» спорить трудно. Неудивительно, что большинство возражений автору материала имеют политический характер.
Пока крохотная надежда спасти аппарат остаётся. Но с сожалением приходится констатировать: в то время как спасение «Фобос-Грунта» окажется сущим чудом, его утрата — увы, горькой закономерностью.