В лондонском Музее науки стоит одна вещь, посмотреть на которую обязан каждый любитель паропанка — разностная машина Чарльза Бэббиджа. Собрали её по чертежам инженера в 1991 году, на что положили немало сил. Что же такого в ней, ведь подобные вещи (может попроще и поменьше) делали Блез Паскаль и Йохан Мюллер. Действительно, ничего, это просто большой механический калькулятор. Но Бэббидж, ещё до Ноймана и Тьюринга, задумал сделать то, что можно назвать «протокомпьютером» — этот агрегат должен был называться «аналитической машиной». До конца своей жизни инженер так и не завершил чертежи механизма, но современные британские учёные, принимавшие участие в создании реплик разностной машины, готовы взяться за дело.
Во главе проекта станут бывший куратор Музея науки Дорон Суэйд и программист Джон Грэхэм-Камминг. Ждать придётся долго — планируется, что создание аналитической машины займёт десять лет и будет стоить миллионы долларов. Как уже говорилось, Бэббидж оставил после себя чертежи разностной машины, но для аналитической машины существует несколько разных незаконченных чертежей (и ни одного законченного).
Две реплики разностной машины служат основными экспонатами в лондонском Музее науки и в Музее истории компьютера в Калифорнии, США. Впрочем, аналитическая машина — это совсем другое дело.
В чём же уникальность аналитической машины? У неё разделена «память» («хранилище») и «процессор» (который называется «мельница»), а запрограммировать её можно было бы с помощью перфокарт. По словам Суэйда, разностная машина была лишь механическим калькулятором, тогда как аналитическая машина представляет собой программируемый компьютер. Её размеры габариты должны были составлять 28 на 9 метров, а в её памяти могло бы помещаться 1000 чисел, каждое из которых могло бы состоять из 50 цифр.
Ну и, конечно, не стоит забывать, что работать она должна была за счёт парового двигателя — только из-за этого стоит подождать десять лет, чтобы увидеть этот агрегат в действии.