19 ноября, то есть в эту субботу, исполнилось 300 лет со дня рождения одного из значительнейших русских учёных — Михаила (Михайло) Васильевича Ломоносова. Переоценить его вклад в развитие науки в России сложно. И хотя и до наших дней периодически встречаются высказывания, что Ломоносов-де был не более чем «талантливым администратором» (см.), а его научные достижения как минимум преувеличены, а то и просто надуманы, уже само создание университета в Москве, как и открытие атмосферы Венеры позволяют поставить Ломоносова в один ряд с величайшими деятелями науки.
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первым углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка»,
— так писал о Ломоносове Пушкин (к слову сказать, сам же поэт весьма сурово отзывался о литературных занятиях Ломоносова, впрочем, лишь из собственных вкусов исходя).
Будучи сам крестьянского происхождения, Ломоносов огромное количество сил отдал на то, чтобы как можно более широким слоям населения открыть возможности к образованию. По его мнению, положение народа — весьма незавидное в ту пору — можно было бы улучшить посредством распространения культуры и просвещения; а потому почитал необходимой бессословную систему образования. Как широко известно, самому Ломоносову, крестьянскому сыну, пришлось выдавать себя за сына священника, чтобы его приняли в Спасские школы; когда обман вскрылся, его едва не вышвырнули вон.
Об образовании для всех — вплоть до университета — он хлопотал столь усердно, что вопросы в духе «а куда столько учёных людей» возникали даже и не только у его недругов (а их было, в силу особенностей характера самого учёного, немало). Ломоносов отвечал: «…Для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом».
История, педагогика, литература (поэтическая теория, первая грамматика, первый труд по риторике, на основе которого потом писались учебники по красноречию), химия, физика, минералогия — во всех этих и во многих других отраслях науки Ломоносов оставил свой след. В начале ХХ века профессор В.И. Вернадский назвал Ломоносова «нашим современником по тем задачам и целям, которые он ставил научному исследованию».
Имя Ломоносова сегодня носит Московский государственный университет; хотя сегодня довольно большое количество прежних институтов переименовались в университеты, и все сплошь «московские государственные», «настоящий» Университет, созданный графом И.И. Шуваловым и М.В. Ломоносовым (и в 1940-м году получивший имя последнего), всё-таки остается одним-единственным.