Налоговые органы выдали Российскому авторскому обществу (РАО) предписание уплатить 560 млн рублей налогов. Объектом налогообложения оказались деньги, так сказать, «зависшие» на счетах РАО в период 2008-2010 годов.
РАО с 2008 года является аккредитованной государством организацией, осуществляющей сборы и распределение вознаграждений для авторов произведений, чьи работы тем или иным образом демонстрировались или воспроизводились публично.
В целом схема должна была бы выглядеть вот так: Исполнитель А спел на концерте композицию Автора Б, не согласовав с ним предварительно этот момент (причина может быть любой). По закону Автор Б имеет право на вознаграждение. Если на концерте присутствовал представитель Абстрактной ОКУП (организации по коллективному управлению правами), он обращается к организатору мероприятия и предлагает выплатить причитающийся процент от входного сбора. Из полученной суммы ОКУП оставляет себе 10% за посредничество, остальные средства перечисляет означенному Автору Б.
Всё по закону, все в общем-то довольны.
На деле — в силу, так сказать, несовершенства законодательства российского — стали происходить совершенно удивительные вещи. Например, в 2009 году разгорелся дичайший скандал, когда РАО потребовало с организаторов концерта Deep Purple… выплатить ему штраф за публичное исполнение произведений Deep Purple с тем, чтобы в дальнейшем РАО, удержав свою положенную комиссию, выплатило деньги группе, тем самым защитив её права.
Примерно в то же время и против тех же организаторов (компании «Юг-Арт») был подан аналогичный иск по поводу выступления группы «Хор Турецкого».
Писатель Леонид Каганов с немалым изумлением обнаружил себя среди соистцов — и сказал по этому поводу немало горьких слов (крайне рекомендуемых к прочтению, ибо это живейшая иллюстрация того, как РАО обтяпывает свои дела).
Это притом, что, естественно, сами музыканты получали положенные им по договорам гонорары.
На каком основании РАО требует платить ещё и ему? Увы, на основании действующего законодательства, конкретнее — статей 1242 и 1244 ГК РФ. Согласно первой из них, организации по управлению правами на коллективной основе «вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе». Во второй статье говорится, что подобные структуры могут получать государственную аккредитацию и после этого оказываются вправе от имени «неопределённого круга правообладателей предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация».
Поэтому они регулярно пытаются заставить всех организаторов концертов заключать с ними договоры и взимать с них «свой процент» в порядке «защиты прав» исполнителей на сцене.
При этом если со сбором средств у РАО всё, как правило, нормально, то с выплатами… Известен «анекдот», как эта организация разыскивала днём с огнём группы «Рада и Терновник», «Ундервуд» «и других авторов», чтобы выплатить им причитающиеся средства (см.; по ссылке, увы, страница 404). И ладно бы это были какие-нибудь заштатные коллективы.
Ввиду такой вот «аккуратности» в распределении в общем-то не приходится удивляться тому, что на счетах РАО «зависли» сотни миллионов рублей. Как сообщают «Ведомости», налоговые органы рассматривают эти средства как прибыль, с которой надлежит выплатить налоги. При этом ни в действующем законодательстве, ни в уставе РАО не прописан статус недораспределённых средств, то есть когда они, например, становятся собственностью РАО, непонятно. Хотя согласно ГК РФ, как указывают «Ведомости», по истечении трёх лет исчезает возможность истребовать положенные отчисления.
Сейчас, конечно, РАО попытается оспорить решение налоговиков. Также организации приходится воевать и на другом фронте: строптивая концертная фирма «Мельница Концерт» повадилась устраивать концерты российским и зарубежным исполнителям, заключая с ними прямые договоры о гонорарах, если они исполняют собственные произведения, а с РАО подписывая договоры только на случай исполнения кавер-версий чужих композиций.
РАО такого допустить не захотело и подало в суд. Причём в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный (хотя и РАО, и «Мельница» — юрлица), поскольку, дескать, РАО действует в интересах физических лиц. Мало того, когда в дело захотели вмешаться сами исполнители — Гарик Сукачёв, Валерий Кипелов и Григорий Лепс, РАО встало стеной против этого, и суд принял их сторону. Подробнее об этом и о развитии событий рассказывается здесь.
Несколько дней назад, к слову, «Мельница» обставила РАО в Московском арбитражном суде в связи с концертом Muse: согласно вынесенному вердикту, если артисты исполняют на концерте собственные песни, организатору концерта заключать договор с Российским авторским обществом (РАО) не обязательно. Московский арбитражный суд признал, что «Мельница» не должна платить РАО за концерт группы Muse. Это решение РАО собирается обжаловать, да и неудивительно: на кону четыре миллиона рублей потенциальных выплат…