Вы уже слышали про гаджет UP от стартапа Jawbone? В буквальном переводе с английского его название означает «встать», но буквальный перевод здесь не совсем уместен, потому что мотивация физической активности — только одно из назначений этого необычного устройства.
Выполненный в виде браслета на руку, почти ничем не выдающий своего высокотехнологичного нутра, UP заинтриговал публику ещё в сентябре, когда просочились первые слухи. А в ноябре, появившись на прилавках, буквально взял Запад штурмом. И хоть продукт оказался по-своему провальным, на него стоит обратить самое пристальное внимание, поскольку в данном случае важен не столько он сам, сколько тенденция, частью которой он является.
Но довольно загадок. С точки зрения электроники, Jawbone UP — несложная комбинация датчика движения, микромотора, аккумулятора и управляющего чипа. Всё это, плюс пара светодиодов, кнопка и стандартный 3.5-мм аудиоджек спрятано в симпатичный корпус, закрепляющийся на руке. Несколько неадекватная простота (при цене от 100 долларов) компенсируется тем фактом, что работает UP в связке со смартфоном (пока только iPhone). Болтаясь на руке и днём и ночью, браслет накапливает сведения о физической активности своего владельца. Собранные данные следует периодически сливать на смартфон — и вот после синхронизации начинается самое интересное.
Как много можно узнать о человеке, опираясь лишь на статистику движений его руки? Вы даже не представляете сколько! Количество сделанных за день шагов и сожжённых калорий, общая продолжительность физических нагрузок и соотношение с периодами неподвижности, географические точки, потребовавшие наибольших усилий — и это только то, что касается периода бодрствования.
UP собирает статистику и когда пользователь спит: по движениям тела, свойственным некоторым фазам сна, можно пытаться определить качество ночного отдыха и наметить лучший с точки зрения физиологии момент пробуждения. UP не боится воды и перегрузок, работает без подзарядки до 10 суток — а потому может быть со своим владельцем везде, контролируя буквально каждую минуту его времени.
Получив такую информацию о себе в виде наглядного графика, можно принимать мотивированные решения относительного того, как изменить распорядок дня в лучшую сторону. Увеличить ли физические нагрузки, распределить ли их равномерно по времени, изменить ли часы сна или время подъёма: UP поможет ответить на эти вопросы и выдержать новый режим, вибрируя в нужный момент, чтобы оповестить вас о необходимости оторвать пятую точку от стула или проснуться.
Можно изучать, как влияют на ваше состояние те или иные внешние факторы (алкоголь на качество сна, к примеру). А выявив недостатки, устранить их, причём процессу оптимизации легко придать форму игры: приложение для смартфона позволяет ставить последовательно усложняющиеся задачи (например: пройти утром больше обычного), а UP — контролировать их выполнение.
Формально UP ориентирован на фанатиков здорового образа жизни, но не удивляйтесь, если через несколько лет подобное устройство будет красоваться на руке/ноге/в кармане у большинства обывателей. Разработка Jawbone — лишь маленькая частица нарождающегося тренда, именуемого красивым английским термином quantify self (букв. оцифруй себя). Что делает UP? Он делит жизнь своего владельца на микроскопические отрезки времени, измеряет и оцифровывает физическую активность в каждый из них: он квантует человека.
Люди, увлечённые этой идеей, называют себя биохакерами. Они считают, что тотальный контроль за физическим состоянием и его (состояния) аргументированная корректировка таят в себе ключик к здоровью и высокой продуктивности. И пусть функционал UP выглядит примитивным, в данном случае важен сам факт появления такого продукта. Мы достигли того уровня развития технологий — вычислительной мощи, автономности и, главное, цен — на котором можем позволить себе владеть устройствами, контролирующими нашу физиологию.
Конечно, собранные данные необходимо ещё правильно интерпретировать и в удобоваримом виде представить пользователю, но работа кипит. Сейчас на массовом рынке уже имеется несколько конкурирующих решений (FitBit, Sleeptracker, BodyMedia FIT Core и др.), сопоставимых или более мощных, нежели UP. Последний из упомянутых является по сути настоящим носимым измерительным комплексом, наделённым пространственным акселерометром, термометром, датчиками потоотделения, теплоотдачи, электрической проводимости кожи.
Минувшим летом в США прошла первая конференция Quantified Self, а через десять лет энтузиасты предрекают превращение технологий самоквантования в неотъемлемый элемент жизни большинства и важную часть персональной медицины, которой бредят биотехнологи (см. «Ваш геном за тысячу долларов»).
Приятная особенность тренда quantify self в том, что для того, чтобы на нём сыграть, вовсе не обязательно изобретать новое «железо». Смартфоны, к примеру, сами насыщены всевозможными сенсорами, и диапазон их применений ограничен только нашей собственной фантазией: от банального приложения-шагомера до микросоциальной сети Path, придуманной Шоном Фэннингом (тем самым) и тоже попадающей в категорию самоквантования.
Сегодня «индустрия» квант-устройств похожа на индустрию персональных компьютеров тридцать лет назад (помните деревянный корпус Apple I?). Конструкции примитивны, аналитические возможности слабы, качество хромает. На этом, кстати, обожглась и Jawbone.
За неполный месяц продаж выяснилось, что браслеты UP подвержены частым поломкам без видимой причины — и Jawbone предпочла остановить производство до устранения явно конструктивного недостатка. Больше того, объявлено, что каждый обладатель сломанного браслета может потребовать возврата денег, оставив устройство себе.
Жест поразительно щедрый, но он легко объясняется, если вспомнить, о чём шла речь выше. В Jawbone, вероятно, и не думали, что UP окажется золотой жилой. Теперь для компании самое важное — не испортить имидж. Тогда продажи второй (исправленной) версии устройства покроют любые убытки.