Ревербераторы — абсолютно незаменимые в работе музыканта и звукорежиссёра устройства (или программные пакеты); именно благодаря им имитируется «пространственность» звучания (если, конечно, запись не была сделана в обширном помещении с великолепной акустикой — в каком-либо соборе, например).
Программных ревербераторов, на самом деле, колоссальное количество — они наличествуют в любом уважающем себя аудиоредакторе (и во многих виртуальных синтезаторах). В Сети можно нарыть массу бесплатных программ такого рода (и весьма качественные результаты выдающих).
Сейчас речь пойдёт о программе RaySpace — ревербераторе, уникальном во многих отношениях просто в силу метода, положенного в основу его функционирования.
Метод трассировки лучей широко известен в оптике и в трёхмерной графике.
В этом плане RaySpace, допустим, не слишком уникален: на базе рейтресинга построены как минимум ещё и SpatialVerb, и Prosoniq Rayverb (который на самом деле является гибридным решением, сочетающим конволюционный и инверсно-рейтресинговый методы (имитация конкретных помещений обычно как раз обычно осуществляется с помощью конволюционной реверберации — подробнее об этом читайте здесь).
Чем RaySpace интересен особенно, так это широчайшими возможностями по «отделке помещений». В буквальном смысле.
В своё время для Cakewalk и Sonar выпускался модуль Audio FX3 Soundstage (который сейчас можно скачать бесплатно, но его использование возможно только в тех пакетах, которые поддерживают DirectX-эффекты; и не под Windows 7, увы), где можно было задавать пятиугольный контур произвольной формы, редактировать некоторые его параметры — и получать обработанный сигнал в реальном времени. Этот модуль, кстати, работал под Pentium 166 (если не ниже) в real-time.
Возможности RaySpace по формированию пространства несравнимо богаче — хотя тоже ограниченны: редактировать можно только стены.
На скриншоте можно разглядеть его основной интерфейс: в самом большом «окошке» — наше виртуальное помещение непростой формы (это не пресет, это уже вручную отрисовано), в котором красным и зелёным цветами обозначены левый и правый канал источника звука (он у нас стереофонический), а белым — микрофон (направленный, и от этого направления многое зависит).
В программу встроено большое количество геометрических пресетов со своими физическими свойствами каждый: как видим, справа наблюдается множество физических параметров — поглощение и рассеивание звука стенами (Absorb, Scatter), срез, точнее, приглушение высоких частот (Hi-Cut), абсорбирование звука и подавление высоких частот в воздушной среде (Air Effect), и так далее. Есть свой собственный параметрический эквалайзер. Все эти параметры, стоит отметить, очень значительно влияют на общий характер звучания. Это же касается и параметра Ray Count (количество лучей). От этого параметра зависит плотность отражения звука от окружающих стен, и, как указывается в мануале (встроенном в программу!), от малейшего его изменения характер звучания может измениться очень существенно.
Отрисовка помещения напоминает… Ну, пожалуй, создание карты для какого-нибудь 2,5D-шутера типа Doom: стены могут иметь самую что ни на есть произвольную форму по осям X и Y, но высота их будет везде одинаковая. Кстати, ещё вопрос: учитываются ли пол и потолок при расчёте отражений звука? Упоминаний об этом как-то не нашлось.
Максимальная площадь — 50Х50 метров. 2500 квадратных метров, иными словами.
В целом от взаиморасположения источников звука, слушателя, поворота его «носа» и наличия/отсутствия стен между ними зависит, что именно мы получаем на выходе, то есть каково соотношение «сухого» и обработанного (многократно отражённого) сигнала. Это соотношение можно менять — вручную, разумеется.
Самая же привлекательная характерная черта данной программы — это возможность автоматизировать любой параметр, кроме количества лучей. Оно выбирается однократно, всё остальное поддаётся автоматизации. Хотите — вешайте параметры на на ручки и ползунки на вашем MIDI-контроллере, хотите — отрисовывайте огибающие в аудиоредакторе. Автор этих строк пользуется пакетом Reaper, и там это всё выглядит вот так:
Здесь автоматизированы перемещение микрофона по оси Y и его повороты (две огибающие в Reaper). В силу, так сказать, интересных особенностей ноутбука записать видео со звуком сейчас, к сожалению, не удалось. Но, по крайней мере, видно, как перемещается микрофон.
http://youtu.be/AU0mB41GIaI
Что получается в результате?
Вот у нас исходная тестовая последовательность звуков:
Test Tones Dry by computerra_audio
Вот как звучит тестовый «перезвон» в статике с пресетом Cathedral:Complex.
Test Tones Cathedral Complex by computerra_audio
Вот как звучит голос, обработанный тем же пресетом.
Vocals Cathedral Complex by computerra_audio
А вот как перезвон звучит в динамике с «нашей» анфиладой.
Test Tones Custom Room Dynamic by computerra_audio
В конце микрофон оказывается в прямой видимости около источников звука, поэтому слышны не только отскоки от стен, но и прямой, необработанный сигнал.
В общем и целом этот ревербератор оставил сугубо положительные впечатления. Которые, правда, чуть-чуть портит его цена — 90 долларов. В принципе, он со всеми своими причиндалами стоит этих денег. Забавно, правда, что одиночная лицензия на него стоит в полтора раза дороже одиночной лицензии на Reaper (60 долларов).
Скачать демо-версию можно здесь. То есть это полная версия, просто с некоторыми заблокированными функциями; плюс она раз в несколько секунд вставляет в аудиопоток фрагменты тишины.