Прошло всего несколько дней после Нового года, ещё не закончились салаты в холодильниках, а на горизонте уже маячит… ну, может быть и не сенсация, но важное, яркое событие, на которое стоит обратить внимание. Согласно слуху, подтверждённому, впрочем, несколькими источниками независимо, во второй половине января Apple соберёт в Нью-Йорке журналистов, чтобы рассказать о чём-то интересном. Слух гуляет трое суток, но ему уже посвящены три с лишним сотни статей и заметок. Вопрос, на который пытаются ответить их авторы, один и тот же: о чём расскажет Apple?
Версия первая: готовится к представлению новая планшетка, iPad 3. Технические спецификации этого устройства — большой секрет. Известно наверняка лишь то, что третья модель будет оснащена дисплеем невиданно высокого разрешения. И — опять же по слухам — выпустят не одну Тройку, а сразу две её вариации: более совершенную, с новым дисплеем, и менее крутую, ориентированную на тех, кто готов удовольствоваться продуктом со старым экраном, но обновлёнными внутренностями. Впрочем, технический аспект в данном случае отойдёт на задний план. Запуск третьей модели/ей будет означать прежде всего большие перемены в ценовой политике.
То, что выпуск Тройки скажется на цене предыдущей модели, сомнению не подлежит. Точно так всё было, когда Apple выпустила iPad 2 — и снизила цену на оригинальный iPad где на 100, а где и на 200 долларов (ограниченную партию iPad за 299 долл. распродали крупные американские сотовые операторы). Но теперь колебания цен могут оказаться ещё более интересными, ведь кое-что изменилось и на рынке по сравнению с периодом годичной давности. Появилась ощутимая конкуренция.
Как и ожидалось, праздники были отмечены взрывом активности пользователей мобильных устройств. За последнюю неделю декабря владельцами смартфонов и планшеток под управлением iOS и Android было скачано 1.2 миллиарда приложений (абсолютный рекорд). Больше половины от этого невообразимого числа обеспечили США и Китай.
Сейчас, когда предпраздничная шоппинг-лихорадка уже позади, ясно, что прогноз, согласно которому хитом новогоднего сезона должны были стать смартфоны и планшетки, оправдался на все сто процентов. А самым ярким открытием праздников стала 200-долларовая Kindle Fire от Amazon.com. Всего, согласно сторонним оценкам, меньше чем за два месяца разошлись до 5 миллионов её экземпляров — и то, что по оценкам тех же аналитиков, продажи iPad за последний квартал года усохли с ожидавшихся ранее 16 до 13 млн., говорит о многом.
До двух миллионов покупателей Kindle Fire, вероятно, приобрели её в качестве замены iPad. Мотивы в каждом случае свои (кому-то важна цена, кто-то купил, желая попробовать что-то новенькое, кто-то — чтобы скоротать ожидание iPad 3, и т.д. и т.п.), но вывод один: можно говорить о сформировавшейся конкуренции, оказывающей заметное влияние на планшетные успехи Apple.
Собственно выпуск двух вариантов iPad 3 — уже само по себе попытка противостоять натиску Amazon и прочих. Предполагается, что стартовая цена за Тройку с дисплеем Retina (тем самым, ультравысокого разрешения) будет определена на привычном уровне 500 долларов. А вот вариант Тройки со старой дисплейной матрицей могут выложить на прилавки уже за четыре сотни. Тогда остатки iPad 2 (если производство прекратят, что тоже спорно) можно будет распродать по 300 долларов за штуку.
Идея кажется сумасшедшей, однако вспомните, как выстроилась ценовая линейка iPhone после выпуска модели 4S (см. «Пятёрки не будет. Кук»). Apple безраздельно правит в сегменте дорогой мобильной электроники, но не желает отдавать конкурентам и серединку.
Впрочем, вернёмся к январской пресс-конференции. Презентация новой планшетки — только один из возможных сценариев. Традиционно храня почти абсолютное молчание, Apple выработала у прессы и фанов своего рода условный рефлекс: стоит компании подмигнуть — и публика тотчас начинает генерировать вариант за вариантом, перебирая все гипотетические возможности. Так что и на этот раз версий множество, и вторая среди них касается цифровых книг, с которыми Apple без особого успеха экспериментирует с лета 2010-го.
Можете смеяться, но и здесь дорогу «яблочному гиганту» перебежала Amazon.com. Цифровые книги из её интернет-магазина можно приобретать и читать не только на устройствах Kindle (читалка на электронных чернилах) и Kindle Fire (планшетка), но и на всех прочих популярных платформах, как мобильных, так и стационарных, да и вообще где угодно, где есть современный браузер. Кроме того, Amazon поощряет электронный самиздат: разместить свою работу в книжном магазине Kindle можно без посредничества издателя.
Пользователи iBooks о такой свободе могут только мечтать. Мультиплатформенной книжная система Apple не станет никогда, ведь компания зарабатывает на продаже своих устройств, а не контента для них. Но вот упущение с самиздатом можно исправить. Собственно этого и ждут от Apple во второй половине января: официального благословения авторам публиковать свои литературные труды в iBooks напрямую, без издателей.
Третья из числа наиболее привлекательных версий — запуск новой реинкарнации «умного телевизора», Apple TV. Телевизора в полном смысле этого слова: по слухам, Apple готовит гигантский плоскопанельный телеприёмник с интегрированной цифровой приставкой, позволяющей воспроизводить контент из Сети и использовать iOS-приложения (подробнее см. «Умней, ТВ!»). Впрочем, есть обоснованные сомнения, что презентация этого продукта — которому, якобы, посвятил свои последние дни Стив Джобс — состоится в январе.
Специально для тех, кому мало таблички Think different на столе, предприимчивые ребята из фирмы InIcons выпустили 12-дюймовую фигурку сами знаете кого. Надкушенное яблоко, айфон, кроссовки и набор сменных рук прилагаются.
Имеются и другие версии. К примеру, предполагается, что Apple намерена взяться за систему образования: Джобс был помешан на образовательном вопросе, считал влияние информационных технологий на Школу неадекватно слабым — и теперь компания намерена ликвидировать этот разрыв, подмяв под себя многомиллиардный бизнес учебников. При содействии Apple, якобы, будут выпущены цифровые версии существующих и написаны новые учебники, а распространяться — естественно, только для владельцев устройств от Apple — они будут через уже существующую систему дистрибуции учебных материалов iTunes U.
Список предположений относительного того, что намерена показать Apple на январской пресс-конференции, не ограничивается и этим, разветвляясь на массу мелких, маловероятных сценариев. Но есть смысл остановиться, отвлечься от деталей и оценить картину в целом. В конце концов, что именно предъявят журналистам в январе — не так уж и важно. Гораздо важнее, что все озвученные версии должны быть отработаны в наступившем году. А ведь и перечислено не всё, над чем работает Apple (новый Айфон, новые Маки, новая навигация, возможное слияние iOS и Mac OS X и др.).
Собрав все эти — возможные и невозможные — наработки, планы, идеи вместе, по-прежнему нельзя уверенно ответить на вопрос, чему будет посвящена январская пресс-конференция. Зато можно с полным правом утверждать, что старые запасы продолжат питать пресловутый фактор крутизны Apple ещё как минимум год. Даже оставшись без Джобса, Apple не перестанет быть «классной», не потеряет своей привлекательности — и по крайней мере ещё год останется фаворитом публики, прессы и инвесторов.