Как-то раз я ехал в метро и обратил внимание на рекламу новых планшетов Sony. Она сообщала, что на этих устройствах можно запускать игры для PlayStation Portable (PSP). К тому времени я уже подержал планшет Sony в руках и знал, что на них можно играть в игры для первой PlayStation. То есть по крайней мере на тот момент информация в рекламе не соответствовала действительности. Тем не менее, похоже, в Sony всё-таки хотят сдержать старое обещание. В этом случае владельцам планшетов (и, возможно, смартфонов) Sony удастся загрузить игры для PSP на своих устройствах.
Об этом свидетельствует то, что на сертификацию в американскую организацию ESRB, выписывающую играм возрастные рейтинги, попали игры, которые раньше выходили только на мобильной приставке Sony. Теперь же рассматриваются версии для устройств, «сертифицированных как PlayStation». Это значит, что рано или поздно они окажутся на PlayStation Phone и планшетах компании.
Почему это случилось? Как и все «взрослые» приставки Sony, PSP является закрытой системой со своей прошивкой и играми, специально для этой ОС написанными. На устройствах под управлением Android (а именно эта система устанавливается на смартфоны и планшеты Sony) они, скорее всего, будут запускаться в официальном эмуляторе и распространяться через магазин приложений Sony.
Россия — это одна из немногих стран, где Playstation Portable пользуется успехом. Статистика показывает, что львиная доля рынка принадлежит мобильным приставкам Nintendo. Дела других подразделений Sony тоже обстоят не лучшим образом. Совместное предприятие Sony Ericsson завершило год с убытками, телевизоры продаются плохо, рынок аудиоплееров фирма сдала уже больше десяти лет назад. Напрашивается вывод, что портирование игр для PSP на Android представляет собой попытку одни ударом убить двух зайцев: расширить рынок игровой платформы Sony и выделиться на фоне других производителей телефонов с Android.
В первое легко поверить, если вспомнить рекомендации, которые инвесторы совсем недавно давали Nintendo. Они советовали ей начать продавать мобильные игры для современных смартфонов, а не только для собственных мобильных игровых устройств. Nintendo пока отказывается идти по этому пути, зато Sony неожиданно сделала именно это.
Точка зрения Nintendo очевидна: рынок мобильных игр, возможно, представляется привлекательным для аутсайдеров, но с точки зрения компании, которая тридцать лет торгует «Марио» и «Зельдами», успехи Angry Birds кажутся не очень убедительными. По крайней мере, в краткосрочной перспективе миграция на iOS или Android будет губительна для бизнеса. Цена популярных игр для телефонов на Android и iOS редко превышает пять долларов, а самые популярные стоят не дороже двух долларов, а чаще и вовсе бесплатны. Игры для PSP или Nintendo DS стоят многократно дороже, но кто станет платить за них, если то же самое можно получить задаром?
Понятно, что Sony считает продажу этих игр для официального эмулятора в собственном магазине приложений для планшетов и смартфонов хорошей стратегией, но она вряд ли сработает. Пользователи Android давно привыкли не переплачивать за софт, и перспектива платить двадцать и более долларов за игру их совершенно не обрадует.
Что же дальше? Нетрудно догадаться. Никто не станет покупать игры за двадцать долларов, и тогда у Sony останется две возможности: либо радикально снизить цену на игры класса ААА, разработка которых обходится в миллионы долларов, либо ничего не делать и признать затею провалившейся. В первом случае это будет означать полный провал и деградацию, во втором — топтание на месте, которое тоже ничем хорошим не кончится.
Sony вряд ли ждёт судьба недавно обанкротившейся компании Kodak, которая ещё десять лет назад была королём любительской фотографии. Разные масштабы. Но задуматься всерьёз о том, как уходят некогда всесильные властители рынка потребительской электроники, ей просто необходимо. Причём очень давно.