Социальные сети упрощают не только организацию массовых акций, но и слежку за их участниками. Исследование, которое провела компания Basilisklab, подтверждает это. Компания проанализировала данные о пользователях Facebook и «ВКонтакте», которые отметились на страницах массовых митингов, которые случились в Москве после декабрьских выборов в Думу. По нашей просьбе BasiliskLab сравнила собранные ранее данные о митингующих со статистикой по пятнадцати тысячам пользователей «ВКонтакте», отобранным случайно.
Twitter, Facebook и «ВКонтакте» были основным источником информации о митингах на Болотной площади и проспекте Сахарова, и хотя далеко не каждый из тех, кто вышел на площадь, нажал на кнопку Like в социальной сети, этот анализ тем не менее представляет интерес — хотя бы своей предсказуемостью.
Главный вывод, который можно сделать, звучит так: демонстранты моложе, образованнее и обеспеченнее среднего уровня «ВКонтакте». Кроме того, на митингах преобладали мужчины (80 процентов против 52 среди пользователей социальной сети).
Тех, кто старше 18, но младше 29 лет, среди записавшихся на митинг заметно больше, чем в среднем во «ВКонтакте». Доля школьников младше 17 лет и людей среднего и старшего возраста в сетевых группах поддержки митинга невелика. Среди протестовавших было много студентов МГУ, ВШЭ, МГТУ, РГГУ, МАИ, МИФИ и МФТИ. 7 процентов из них учатся на экономистов, 6 — по одной из специальностей, так или иначе связанной с вычислительной техникой, ещё 4 — будущие юристы.
Среди пользователей «ВКонтакте» и Facebook, отметившихся на страницах митингов, куда больше людей, имеющих хоть какие-то политические взгляды, чем среди контрольной выборки. Вряд ли это кого-то удивит: если бы их совсем не интересовала политика, они не пошли бы на митинг. Любопытнее разброс взглядов: чаще всего встречается определение «либеральные», но «социалистические» и «коммунистические» взгляды тоже довольно популярны, не говоря уж о «монархических».
Только 23 процента из тех, кто отметился в группах поддержки митингов, исповедуют христианство, и 2,5 процента — другие мировые религии. При этом 13 процентов назвались атеистами, агностиками или светскими гуманистами. Это заметно отличает их от куда более религиозного «средневконтактовского» уровня, где христиан — 45 процентов (плюс ещё 5 процентов, написавших просто: «верю в Бога»), а атеистов, агностиков и гуманистов — 6 процентов.
Больше всего среди тех, кто записался на митинг, любителей рока вообще и русского рока в частности: тройку лидеров составляют «Кино», «ДДТ» и «Сплин», далее следуют Queen, Pink Floyd, Nirvana, Beatles и Muse. Усреднённый пользователь «ВКонтакте» предпочитает рэп, шансон, рок и «разную» музыку. Впрочем, «Кино», «ДДТ» и Metallica попали в первую десятку и у тех, и у других.
Среди участников митингов доля любителей чтения повыше среднего уровня «ВКонтакте», где самый популярный ответ на вопрос от книгах звучит так: «Не читаю, не люблю читать, ненавижу читать». «Разница между болотниками и обычными пользователями упирается в Стругацких и Чехова, — комментирует автор исследования. — Болотники их слишком сильно любят, а обычные люди — практически нет».
Интересно, что записавшиеся на митинги реже определяли своё отношение к курению как «негативное» или «нейтральное», чем «обычные люди», но чаще — как «резко негативное», «компромиссное» и «положительное». Почти та же история с алкоголем: «нейтральное» отношение к спиртному встречается у них куда реже, чем у среднего пользователя «ВКонтакте», зато «положительное», «негативное» и «компромиссное» — чаще. Напрашивается простое объяснение: умеренные варианты чаще выбирают женщины, которых на митингах было относительно немного, что и отразилось в результатах. Впрочем, это лишь непроверенная гипотеза.
Сюда можно добавить статистику по мобильным устройствам, которую собрало агентство Smartmarketing на митинге 10 декабря, который проходил на Болотной площади. Мониторинг, который провела компания, показал, что 46,6 процента из тех, кто пришёл протестовать, принесли с собой iPhone или iPad, 17,2 — смартфон Nokia, 6,6 — HTC и 6,2 — Samsung. У 12,2 процента имелись планшеты; среди пассажиров московского метро обладателей планшетов многократно меньше — 1,6 процента (Smartmarketing проводил и такое исследование).
Ни то ни другое исследование не выявило ничего сенсационного. Предположить, какими окажутся результаты, мог всякий, кто внимательно следил за происходящим. Удивляться приходится, скорее, разнообразию политических взглядов пришедших на митинг и тому, что они вообще пришли: до недавнего времени молодые владельцы айфонов с высшим образованием не были настолько политически активны.