Противоречия окружали cоциальную сеть Google+ с самого начала. Достаточно вспомнить спор по поводу запрета на псевдонимы. Очередной скандал разразился вокруг персонализированной версии поисковика Google — персонализированной как раз за счёт Google+. Теперь когда кто-то ищет в Google какую-либо информацию, поисковик подмешивает к ссылкам, собранным со всего интернета, посты, которые этот пользователь или его друзья публиковали в Google+.
Поскольку доля поисковой системы Google огромна и в подавляющем большинстве стран ей нет реальных альтернатив, такой ход взбудоражил другие социальные сети. Они почувствовали себя в неравном положении: получается, что поисковик Google больше не беспристрастен и бесстыдно пропускает посты из родственной социальной сети по блату. Как в таких условиях конкурировать?
Когда Google+ открылся, сразу стало ясно, что в Google к этому проекту относятся отнюдь не как к проходному. Компания всячески пыталась привлечь к нему внимание, и усилия не прошли даром: за полгода существования Google+ накопил 54 миллиона активных пользователей. Это кажется большой цифрой, но в действительности совсем немного по сравнению с 800 миллионами активных пользователей Facebook. У Google, впрочем, достаточно сил и средств для того, чтобы добиться своего. Проблема в том, что чем целеустремлённее он их использует, тем громче голоса критиков.
Причина понятна: c Google особый спрос. Никого не удивили бы хищнические замашки, если бы речь шла о Microsoft или Apple. Они, в отличие от Google, не обещали вести себя этичнее и не делали своим девизом фразу «Не делай зла» (Don’t Be Evil). Google — сделал и много лет с переменным успехом пытался вести себя подобающе.
Отказ от нейтральности поиска ради продвижения социальной сети многие сочли нечистой игрой. И не только конкуренты. Нововведениями, похоже, недовольны и некоторые сотрудники самого Google, которым стыдно за стратегию, которую избрала компания.
Показательна реакция Ларри Пейджа, гендиректора и одного из основателей корпорации. Сообщают, что на встрече с сотрудниками Google он жёстко заметил: «Это — тот путь, по которому мы идём. Мы создаём унифицированный «красивый» продукт из всех наших сервисов. Если вы не разделяете эту идею, то вам лучше поискать работу где-нибудь ещё».
Иными словами, это не ошибка, а продуманный шаг. И не просто нечистая игра, а игра ва-банк, потому что ради успеха социальной сети в Google, похоже, готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, — поиском. Что из этого выйдет (и чем обернётся для пользователей), судить пока сложно.