Steinberg (компания, известная, прежде всего, как разработчик пакетов Cubase и Nuendo, а также создать стандарта Virtual Studio Technology — VST) анонсировала свой новый программный синтезатор Padshop, интересный уже тем, что базируется он на отнюдь не самом распространённом методе синтеза звука — гранулярном (Granular).
Авторство этого метода оспаривают Деннис Габор — венгерский физик, изобретатель голографии, за которую он получил в 1971 году Нобелевскую премию по физике, и греческий композитор Янис Ксенакис. Габор разработал теорию гранулярного синтеза в процессе исследований человеческого слуха и способов общения; Ксенакис утверждает, что он первый развил композиционную теорию звуковых гранул, исходя из следующего утверждения:
Синтез звука: сказки и сказочники
Почти все синтезаторы — это монстры с дефектами в генетике, с претензией на то, чтобы быть живыми и человечными. В доброй их части так вообще «молекулы ДНК не в ту сторону завёрнуты».
Любой звук, даже продолжительную музыкальную вариацию, можно представить в виде набора большого количества элементарных звуков, надлежащим образом расположенных во временном промежутке. В каждом периоде звукового сигнала — в атаке, в периоде постоянной силы звука и на этапе спада располагаются тысячи «чистых звуков», вмещаясь в более или менее краткий временной интервал.
В этом утверждении, собственно, основной принцип гранулярного синтеза и описан: какой-либо звуковой сигнал разбивается на сверхкороткие — длиной обычно от 1 до 50 миллисекунд — фрагменты, которые и называются гранулами. Звук получается в результате быстрого взаимодействия частоты повторения и частотных составляющих гранул (а дальше в дело вступают фильтры и огибающие).
Благодаря такому методу получается некий хаотичный звуковой ландшафт (или даже «облако»). Ксенакис в ходе своих опытов активно использовал аналоговые тон-генераторы и кромсал на мелкие кусочки магнитную ленту с записанными звуками.
В 1959 году он представил миру устрашающую композицию «Analogique A-B» — пьесу для струнного оркестра и магнитной ленты:
В недавно опубликованной в «Компьютерре» статье Павла Золина про гранулярный синтез говорится, что он «нашёл применение в качестве шумного спецэффекта и даже породил свой музыкальный стиль — glitch, который слушабелен только для мазохистов».
Звук Padshop звуковым мазохистам вряд ли придётся по вкусу, напротив, он весьма мягок и приятственен:
http://www.youtube.com/watch?v=jgcVr6lTzDs
Другой вопрос: благодаря чему получился такой мягкий и воздушный звук? Скорее всего, благодаря обильному использованию спецэффектов (reverb, delay в первую очередь) и фильтров. Как он будет звучать без обработки? Интересный вопрос.
ТТХ Padshop (без рекламной «аллилуйщины»):
— Движок гранулярного синтеза, поддерживающий два независимых слоя, с индивидуальным осциллятором, секцией редактирования и модулем эффектов для каждого из них.
— До восьми гранулярных потоков на каждый осциллятор.
— Более 400 пресетов — по большей части это «подклады» и «текстуры».
— Банк SoftGrain Wave ROM, содержащий несколько сотен звуковых сэмплов для создания пользовательских патчей.
— Десятиступенчатая «модуляционная матрица» с поддержкой технологии Note Expression.
— 12 фильтров различного типа; каждый слой обрабатывается независимо.
— Ритмический степ-модулятор для осцилляторов, фильтров, секции усиления (Amp) и панорамы (Pan).
— Два LFO (низкочастотных осциллятора) и огибающая ADSR для фильтров, огибающий усилителя (Amp).
— Монофонический и полифонический режимы с функциями Legato и Glide.
— Поддержка хостов VST 3.
Последний пункт — небольшое лукавство, поскольку из пресс-релиза следует, что наличие хоста VST 3 — обязательное условие работы этого плагина, как и наличие USB-ключа Steinberg. Цена у плагина в меру демократичная — 50 евро (то есть где-то около 65 долларов).
Стоит отметить, что эта разработка относится к узкоспециализированному классу: даже из самого названия понятно, что Padshop предназначен для всевозможных фоновых и заполняющих звуков (pads, textures), которые ещё и динамически изменяются во времени (для любителей да и для профессионалов самостийная изменчивость звучания порой оказывается просто-таки миррой на душу). Судя по наличию четырёхсот пресетов, Padshop — явственное детище не столько инженеров и программистов, сколько саунд-дизайнеров. Причём дизайнеров, чётко ориентированных на вполне конкретную целевую аудиторию — людей, работающих в жанрах эмбиент, IDM и им подобных.