С помощью фоторобота можно не только искать преступников по описанию. Вы когда-нибудь задумывались, как выглядят персонажи известных книг? А ведь на основе описания их внешности автором произведения вполне можно составить фоторобот. Именно этим и занялся журналист Брайан Джозеф Дэвис в своём блоге «The Composites». Среди его творений — Гумберт Гумберт из набоковской «Лолиты» и Эдвард Рочестер из «Джейн Эйр».
Сам создатель блога удивляется, что никто раньше не догадался сделать такое. Для создания фотороботов он использует программу Faces ID, в базе данных которой содержится около десяти тысяч черт лица. Когда в описании персонажа автором отсутствуют важные детали, Дэвис пытается догадаться, как могли выглядеть недостающие черты лица подобного героя во времена повествования, а также искать косвенные упоминания внешности персонажа. По словам Дэвиса, чаще всего авторы любят ничего не говорить о носах и ушах.
Героев, которые первыми оказались в блоге, Джозеф Дэвис взял из книг со своей книжной полки. Журналист продолжает составлять фотороботы и призывает читателей присылать идеи для новых работ.
Давайте посмотрим три персонажа и три описания, по которым был составлен их фоторобот в блоге «The Composites».
«На кушетке, слегка откинувшись назад, полулежал мистер Рочестер, его нога покоилась на валике; он смотрел на Адель и на собаку. Пламя ярко освещало всё его лицо. Я сразу же узнала в нём вчерашнего незнакомца — это были те же чёрные густые брови, тот же массивный угловатый лоб, казавшийся квадратным в рамке тёмных волос, зачёсанных набок. Я узнала его резко очерченный нос, скорее характерный, чем красивый, раздувающиеся ноздри, говорившие о жёлчности натуры, жёсткие очертания губ и подбородка — да, всё это носило, несомненно, отпечаток угрюмости».
«Он всегда считал свою физиономию самой банальной, совершенно не запоминающейся, с выражением послушания, непонятно кому или чему, а также подспудного страха. Это выражение Том тщетно пытался согнать. Лицо истого приспособленца. < …>
Он был поражён: теперь, в головном уборе, он стал точной копией Дикки. Что их различало, так это цвет волос – у Тома они были темнее. А так нос, но крайней мере его общие очертания, узкий подбородок, брови, если он сдвинет их нужным образом. < …>
Первое время Том забавлялся карандашом для бровей – у Дикки брови были длинные и чуть приподняты к рискам. И ещё накладывал немного грима на кончик носа, чтобы сделать его длиннее и острее. Но и то и другое было легко заметить, и он от этого отказался. В перевоплощении главное – проникнуться настроением и характером человека, роль которого играешь, да ещё усвоить соответствующую мимику. Остальное приложится. < …>
Он подумал, что надо играть Тома Рипли ещё лучше, путь даже переигрывать. Ещё больше сутулиться, ещё больше стесняться. Быть может, даже завести очки в роговой оправе и поджимать губы с ещё более унылым видом, дабы подчеркнуть контраст с постоянным оживлением Дикки».
«У меня имеются все те черты, которые, по мнению экспертов по сексуальным интересам детей, возбуждают ответный трепет у девочек; чистая линия нижней челюсти, мускулистая кисть руки, глубокий голос, широкие плечи. Кроме того, я, говорят, похож на какого-то не то актёра, не то гугнивца с гитарой, которым бредит Ло. < …>
Но ведь я всего лишь Гумберт Гумберт, долговязый, костистый, с шерстью на груди, с густыми чёрными бровями и странным акцентом, и целой выгребной ямой, полной гниющих чудовищ, под прикрытием медленной мальчишеской улыбки».