Появление новых версий популярных программ непременно сопровождает недовольное ворчание: «Опять обновляться? Зачем эта гонка? Прошлая версия была не хуже!» Ещё больше тех, кто игнорирует изменения молча и год за годом продолжает пользоваться давно устаревшими программами. Эти люди вредят не только себе, но и всем остальным. Они вредят вам.
Откуда берётся такое нежелание — объяснять не надо. Любое обновление — это трата времени и ненужная морока. И хорошо, если только морока. Известно ведь, что в новых программах не только возможности новые, но и ошибки. В итоге у одних на возню с новыми версиями не находится ни времени, ни охоты, другие боятся рисковать, третьи не обновляются, потому что не умеют, четвёртые — и вовсе не знают о том, что это необходимо. И всех их можно понять.
Пока это касается тех продуктов, которые работают сами по себе, это ни на что не влияет и никого не должно тревожить. Ситуация становится куда сложнее, когда речь заходит о платформах, на основе которых создаются другие приложения, — например, об операционных системах или браузерах.
Дело в том, что зачастую значительная доля изменений в обновлённой платформе скрыта от обычных пользователей и доступна только программистам. Никто, кроме разработчиков, не заметит и не поймёт новых программных интерфейсов, добавленных в свежей версии. Они полезны и важны, но не напрямую, а опосредованно — за счёт приложений, которые их вызывают.
Проблема заключается в том, что до тех пор, пока новая версия платформы не станет достаточно распространённой, сторонние разработчики будут держаться от нововведений подальше. У них просто нет другого выхода: если они воспользуются программными интерфейсами или форматами, которые недоступны значительной доле потенциальных пользователей, то искусственно ограничат свой рынок, а это равносильно самоубийству.
Самый наглядный пример — браузеры. Взять хотя бы пресловутый HTML5 — набор нововведений в HTML, CSS и Javascript, с помощью которых можно безо всяких плагинов делать веб-приложения, не уступающие по возможностям обычным компьютерным приложениям. HTML5 в той или иной степени поддерживают все без исключения современные браузеры: Firefox, Chrome, Safari, Opera и даже последняя версия Internet Explorer.
Разработчики в восторге от HTML5, однако сайты, в полной мере использующие его возможности, до сих пор встречаются очень редко. И даже те, кто его применяет, как правило, делают это очень избирательно и робко.
Причина: современными браузерами пользуются многие, но далеко не все. В Рунете, например, почти каждый пятый пользователь посещает сайты с помощью устаревших Internet Explorer 8 и Internet Explorer 7 (данные Openstat). Даже доля доисторического Internet Explorer 6, которому в прошлом году исполнилось десять лет, превышает 1,65 процента! Вдобавок пользователи устаревших браузеров распределены по интернету неравномерно. Есть масса сайтов, где доля таких посетителей ещё выше, чем в среднем по Рунету.
Очень немногие могут позволить себе отказаться от 20 процентов аудитории. Ещё меньше тех, у кого хватит ресурсов на то, чтобы параллельно поддерживать два варианта веб-приложения: один для устаревших браузеров, другой — для современных. Приходится занижать планку до минимума.
Веб-разработчики мучаются, проклинают Internet Explorer 6, но продолжают писать код, который заработает у всех пользователей, независимо от того, каким именно браузером они пользуются. А значит, никакого HTML5 до тех пор, пока доля устаревших браузеров не снизится по крайней мере вчетверо.
Интернет застрял в 2002 году по вине тех, кто до сих пор пользуется старыми версиями Internet Explorer. Чёрт с тем, что им самим от этого хуже, но в чём провинились остальные?
Тот же самый аргумент подходит почти к каждой платформе, которая даёт пользователям право самим решать, апгрейдиться или нет, в том числе к Windows и Android.
Когда на смартфонах HTC, Samsung и Sony Ericsson появится Android 4
Знаете, кто жалуется на «фрагментацию» Android? Разработчики приложений. 8 процентов пользователей, намертво засевших на версии 2.1, возможно, совершенно довольны жизнью и ни о чём не беспокоятся. Разработчики же из-за них должны ограничивать себя теми возможностями, которыми Android обладал два года назад, то есть во времена, когда система делала первые шаги.
На Android 4 эта проблема проявится в полную силу. Сейчас доля этой версии не превышает одного процента. А ведь Android 4 — это не только красивые шрифты и плавная анимация. Его внутренности позволяют делать такие приложения, которые невозможно или слишком трудно сделать в Android 2. До тех пор пока Android 4 не станет достаточно популярным, этих приложений не увидит никто.
Техническое превосходство Android 4 не значит ровным счётом ничего, пока им не пользуются если не все, то почти все. И за то, что разработчики не спешат поддерживать его возможности, благодарить следует тех, кто не планирует переходить на свежую версию платформы.
Есть и ещё один важный аспект: безопасность. Устаревшие и не обновлённые версии операционных систем представляют собой известные рассадники заразы. Windows XP — cамый характерный пример такого рода. В 2012 году эта операционная система превосходит соперников только в одном: из компьютеров, на которых она установлена, получаются непревзойдённые узлы для ботнетов. Я почти не преувеличу, если скажу, что Windows XP, подключенная к интернету, представляет собой опасность для общества — в качестве орудия преступления.
Вряд ли стоит надеяться, что однажды пользователи образумятся. Этого не случится никогда. Проблему способны решить только сами создатели платформ. Если бы переход на новую версию был максимально облегчён, люди апгрейдились бы куда охотнее. Пример iOS, свежие версии которой распространяются куда быстрее свежих версий Android или Windows, подтверждает это.
Ещё правильнее — взять обновление в свои руки. Так, например, сделали разработчики браузера Chrome, который самовольно устанавливает новые версии, даже не уведомляя об этом пользователя (и многие из них, вероятно, этого даже не замечают). Это не всегда возможно, но хотя бы в тех случаях, когда речь идёт об исправлении ошибок и устранении уязвимостей, поступать иначе — просто неэтично.