Создатель протокола BitTorrent Брэм Коэн избрал следующую жертву. «Моя цель — убить телевидение», — без обиняков заявил он на конференции MusicTech Summit в Сан-Франциско. Три года подряд Коэн работал над пиринговым протоколом, который справляется с живым вещанием через интернет так же хорошо, как BitTorrent — с распространением файлов.
Новый протокол BitTorrent Live основан на тех же принципах, что и традиционный BitTorrent, но в отличие от него гарантирует приемлемый для прямого эфира уровень запаздывания (в данный момент речь идёт о единичных секундах). Как и его предшественник, BitTorrent Live децентрализован, а передача идёт шустрее, когда к ней подключается много пользователей.
Смысл затеи заключается в демократизации живого вещания. Сейчас оно по силам только крупным компаниям, способным потянуть огромные нагрузку и трафик. BitTorrent Live распределяет затраты по всем зрителям, делая вещание доступным практически каждому.
С точки зрения Коэна, это естественное развитие телевизионных технологий. «Физической инфраструктуре телевидения неизбежно придётся уйти, — говорит он. — При этом телевидение как способ потребления контента никуда не денется».
Справедливость этого утверждения вызывает сомнения. Видите ли, BitTorrent Live — не первая попытка перенести телевидение в Сеть. Несколько лет назад создатели файлообменной сети Kazaa попытались приспособить пиринговый протокол Kazaa для сетевого телевещания. Логика, которой они руководствовались, была той же: люди любят телевидение, поэтому нужно всего лишь перенести его в интернет — и успех гарантирован.
Они разработали эффективную и работоспособную технологию, но успеха так и не дождались. Оказалось, что всеобщая любовь к телевидению как «способу потребления контента» серьёзно преувеличена. Люди любят фильмы и сериалы, которые показывают по телевизору, но не само телевидение. Непрерывное и общее для всех телевизионное вещание — это не достоинство, а недостаток. Никто не любит следить за программой передач и подстраивать под неё своё расписание. Скачать файл или открыть страницу на видеосайте куда удобнее.
И тут кроется ещё одна проблема: нельзя убить телевидение как технологию и не тронуть современный телевизионный контент. Как говорил Маршалл Маклюэн, «the medium is the message». Современное централизованное телевидение, где самый дефицитный ресурс — это время, порождает один контент, а неконтролируемое и анархическое сетевое вещание породит совершенно другое.
Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на Youtube и пиратские файлообменники — два самых популярных метода публикации видео в интернете. Ни один из них не привёл к появлению контента, даже отдалённо напоминающего по качеству телевизионный. Файлообменники паразитируют на продукции киноиндустрии, а Youtube поощряет создание низкокачественных роликов, бледно смотрящихся даже на фоне худших телевизионных реалити-шоу.
На днях Google с гордостью отчитался о том, что самым успешным видео в истории Youtube стала любительская запись длиной 56 секунд, озаглавленная «Чарли укусил меня за палец — опять!«, которую посмотрели 420 миллионов раз. За несколько лет Youtube выплатил её авторам существенное вознаграждение — 150 тысяч долларов. Будущее видео, снятого для интернета, скорее, похоже на «Чарли», а не на «Доктора Хауса» или «Теорию большого взрыва».
Можно не сомневаться, что по крайней мере поначалу BitTorrent Live будут использовать главным образом для создания пиратских трансляций спортивных матчей и других передач, где прямой эфир действительно важен. Он не убьёт телевидение, потому что зависит от него в не меньшей степени, чем Rutracker и Pirate Bay зависят от Голливуда. Телевидение убьют не новые технологии, а новый контент — и очень хочется, чтобы это был не «Чарли».