Второй раз анонс новой версии операционной системы для «маков» сопровождают разговоры об опасном сближении OS X и iOS. Почему в Apple взяли такое направление, понять несложно: продажи устройств на iOS давно превзошли продажи «маков» и приносят компании основную часть прибыли. Почему бы не придать «настольной» системе те же особенности, которые сделали айфоны и айпады столь популярными?
Чем интересен OS X 10.8 Mountain Lion
Характер этих особенностей определить легко: в немалой степени успех iOS объясняется её простотой и надёжностью. В этой операционной системе можно преспокойно заниматься чем угодно, не опасаясь что-нибудь сломать. В глазах неофитов iPad или iPhone отличается от компьютера тем, что они не кажутся сложными агрегатами, требующими изучения и бережного отношения (либо дорогостоящей техподдержки). Хватает и опытных пользователей, которые хоть и жалуются на ограничения iOS, но признают, что без возни с системой и софтом жизнь действительно становится легче.
Какие же свойства iOS делают её привлекательной с подобной точки зрения? В первую очередь в этот список следует внести отсутствие общей файловой системы и полную невидимость «нутра» системы и приложений; отсутствие состояний приложений (запущено или не запущено); единообразный и простой способ установки программ; отсутствие вирусов и прочих вещей, способных нарушить работу системы. В Apple избавились от привычных компьютерных метафор вроде рабочего стола, окон, папок и файлов и попытались по возможности скрыть все свойства «железа», которые в настольных ОС выпирают наружу. Все сторонние приложения предварительно проверяют в Apple — это спорный и, возможно, чрезмерно жёсткий метод борьбы с программами, которые способны нарушить работу системы, но до сих пор он срабатывал.
Цена удобства и надёжности пока что кажется довольно высокой. Нет возможности покопаться у системы «под капотом» — значит, не будет приложений, способных дополнить или изменить её основные функции. Нельзя устанавливать приложения из других источников, кроме App Store, — значит, устройство непригодно для программирования. Отсутствие файлов тоже не обошлось без последствий: некоторые операции, которые продвинутый пользователь способен проделать на обычном компьютере, в iOS просто невозможны.
Получается, что за столь же простую систему для компьютеров придётся заплатить отказом от слишком многого? Вовсе не обязательно. Самой iOS ещё определённо есть куда расти, к тому же в Apple усиленно думают над тем, как перенести в «большую» OS X плюсы iOS, не позаимствовав заодно и минусов.
В прошлой версии системы, Mac OS X 10.7 Lion, это стремление проявилось в полной мере: там, среди прочего, были реализованы программные интерфейсы, дающие приложениям возможность автоматически сохранять своё состояние при отключении и затем восстанавливать его в точности при повторном запуске. Другие важные детали фундамента «ОС нового типа» добавились с открытием магазина приложений Mac App Store и облачного сервиса iCloud. В OS X 10.8 Mountain Lion и то и другое интегрировано ещё теснее.
В перспективе iCloud способен полностью заменить файловую систему. Уже в Mountain Lion он встроен в файловый менеджер Finder, а также в диалоги открытия и сохранения файлов. Документ теперь можно не только сохранить на диск, но и забросить в облачное хранилище. С точки зрения пользователя эти две операции ничем не отличаются друг от друга, однако во втором случае документ окажется автоматически синхронизирован со всеми мобильными устройствами, подключенными к той же учётной записи. Мало того, он будет и дальше синхронизироваться с ними по мере редактирования.
При этом данные в iCloud организованы куда проще, чем в традиционной файловой системе. Документы оказываются буквально привязаны к программе, создавшей их, а каталоги хоть и поддерживаются, но лишь одноуровневые. Получается, что запутаться просто негде. Минусы такого подхода очевидны: работать с одними и теми же документами с помощью нескольких приложений неоправданно трудно, да и в том, что такой подход годится для работы с большим числом документов, есть серьёзные сомнения. Но ни та ни другая проблема не выглядит неразрешимой.
Ещё более занятная новинка из OS X 10.8 называется Gatekeeper. Это не программа, а лишь настройка, однако её важность трудно недооценить: Gatekeeper позволяет запретить установку приложений, не загруженных из App Store (самая суровая настройка), запретить приложения, не имеющие сертификата Apple (это настройка по умолчанию), либо разрешить все приложения, независимо от их источника.
С первым и последним пунктом всё совершенно ясно: один ограничивает OS X с той же строгостью, с которой ограничена iOS, а последний возвращает её к современному состоянию. Что собой представляют сертификаты, нам ещё предстоит узнать. Пока что известно лишь, что в Apple планируют выдавать их бесплатно, оставляя за собой право отозвать лицензию по своему усмотрению. При умолчательных настройках системы Gatekeeper будет реагировать на попытки запустить программу, не имеющую подписи, грозным сообщением об ошибке с рекомендацией отправить дистрибутив программы в мусорную корзину.
С одной стороны, криптоподписи страхуют новичков от установки совсем уж «левых» и, возможно, вредоносных программ. С другой стороны, у недовольных такой политикой пользователей всегда остаётся возможность поменять настройки и продолжить устанавливать программы на свой страх и риск. Сертификаты — далеко не новое решение, однако в «настольной» ОС применяются в столь явной форме едва ли не впервые.
Самый сложный вопрос: будет ли iOS в ближайшие годы полностью объединена с «маковской» операционной системой? Переименование Mac OS X в просто OS X, возможно, свидетельствует о том, что ответ будет утвердительным. Более универсальное название, лишённое приставки «Mac», подходит не только для «Маков», но и для прочих устройств Apple. Однако это лишь догадка, а официальная позиция Apple по-прежнему состоит в том, что у компьютеров, телефонов и планшетов должен быть разный интерфейс. Возможно, такая точка зрения продлит жизнь парадигмам, которые сопутствовали персональным компьютерам в течение десятилетий. Но надолго ли?