«Яндекс» объявил накануне о запуске программы «ПСИ». Нет, это не создание телепатического поиска информации в наших мозгах. ПСИ расшифровывается как «Поиск по социальному интернету». Теперь «Яндекс» будет искать и по социальным сетям (не исключая и Twitter). В блоге компании «Яндекс» указывается, что наиболее востребованным направлением является поиск людей: таких запросов «Яндекс» получает более миллиона в день.
Людей «Яндекс» уже позволяет находить — people.yandex.ru. При этом поисковик группирует профили одного человека в разных сетях в один результат (естественно, при условии, что человек «явно указал, что профили принадлежат ему»).
Судя по всему, «явное указание» — это ручное группирование профилей в паспорте «Яндекса» (причём изменения учитываются только при «ближайшей индексации», то есть не сразу).
Сервис работает в режиме бета-версии и выдаёт иногда очень странные результаты: например, поиск по конкретному имени и фамилии с указанием города «Москва» в результате поиска появляется человек с теми же именем и фамилией, но из Иркутска.
Помимо поиска людей, ПСИ позволяет выяснять, информация по какой теме более всего популярна сейчас среди пользователей социальных сетей. «Яндекс» уточняет:
В социальных сетях широко обсуждаются важные новости и события, сейчас это одно из важных средств распространения информации. Люди делятся ссылками на новости и ссылками по теме. Используя эту информацию, поиск сможет показывать по «новостным» поисковым запросам те статьи и заметки, которые наиболее интересны людям. Другой пример – дополнительная информация рядом с результатами поиска, о том, что на тот или иной документ сослались ваши друзья или просто много пользователей разных социальных сетей.
Вчера «Яндекс» запустил и поиск по Twitter. Это означает, что Twitter предоставил российскому поисковику доступ к своему программному интерфейсу Firehose, которым в прошлом пользовался Google. В результате сообщения, появившиеся в твиттере, пользователи «Яндекса» смогут находить почти сразу.
Искать твиты можно как в обычной поисковой строке, так и на отдельном домене — twitter.yandex.ru. На каких условиях осуществляется сотрудничество «Яндекса» и Twitter, неизвестно, но вряд ли бесплатно.
В принципе, поиск по социальным ресурсам может вызывать некоторые вопросы по поводу сохранности персональных данных (потому «Яндекс» в своих пресс-релизах и указывает специально, что без разрешения поисковик никуда не полезет), однако по существу это неизбежное развитие событий, учитывая количество людей, социальными ресурсами пользующихся.
Если вдуматься, интернет на протяжении всей своей истории представляет собой процесс возникновения более-менее обособленных поначалу «центров притяжения», которые по мере своего роста теряют свой обособленный статус, становясь интегральной частью Всемирной сети. Разрозненные и подчас изолированные друг от друга онлайновые сообщества; агрегаторы ссылок, перераставшие в крупные порталы (Yahoo); поисковые системы — сегодня это составные части интернета как такового, без которых Сеть невозможно представить.
Растущие, как на дрожжах, социальные сети, как бы они ни конкурировали друг с другом и какими бы обособленными друг от друга ни были изначально, сейчас становятся всё более и более взаимоинтегрированными, поддерживая в той или иной степени трансляции с одного ресурса на другой; это не говоря уже о том, что на любом информационном сайте сейчас под каждым материалом практически обязательно можно отыскать кнопки экспорта сразу на несколько «социальных» площадок, а большинство пользователей Сети имеют аккаунты более чем на одной такой площадке.
Учитывая, какое количество людей сейчас «завязаны» на социальные сети, есть основания утверждать, что их очертания вскорости совпадут с очертаниями интернета как такового.
А стало быть, стремление поисковых систем наладить свой поиск и внутри этих «как бы изолированных» площадок — Twitter, Facebook и т.д. — совершенно логично: отсутствие такового поиска становится конкурентным недостатком. Кстати, в связи с этим «монополистское» решение Google выдать приоритет своей собственной сети Google Plus относительно всех остальных социальных ресурсов выглядит как крупный промах, причём не только репутационный, но и самый что ни на есть практический.
Интересный вопрос: что дальше? Что будут представлять из себя новые «образования» на поверхности Сети?