22 февраля в представительстве IBM, располагающемся в комплексе «Москва-Сити-17» (точнее, конечно, просто «Москва-Сити»), состоялась пресс-конференция с участием Джерарда Муни, вице-президента IBM по направлению Smarter Cities (в официальном переводе — «Разумный город»).
Эта программа, как нетрудно понять из её названия, нацелена на усовершенствование городской инфраструктуры и функционирования городских систем и служб, как в обычном режиме, так и в чрезвычайных ситуациях разной степени сложности.
Что такое автомобильные пробки, москвичи знают не понаслышке. А жители Санкт-Петербурга, вероятно, ещё долго будут вспоминать недавний «снегапокалипсис», когда родился тот самый анекдот про дневник автомобилиста: «Сегодня в третий раз откопал машину. И опять не свою».
Городские проблемы далеко не всегда связаны только лишь с наплевательским (или слишком уж прагматичным) отношением чиновников от коммунального хозяйства к своим обязанностям. Проблемы подчас возникают и самые что ни на есть технические: например, в тех случаях, когда между отдельными службами толком не налажен обмен данными.
На мероприятии, в частности, приводился пример с бесконечными дорожными работами, которые связаны лишь с тем, что у «Мосводоканала» назначен в какой-либо точке ремонт, сопровождающийся сужением проезжей части, а у «Мосэнерго» на следующий год в том же районе — перекладка кабелей. И вот два года подряд один и тот же ремонтируемый участок водители объезжают гуськом на малой скорости, кроя «кладоискателей», насколько словаря хватает.
Ещё один болезненный пример, припоминавшийся в связи с несогласованностью действий городских служб, — это пресловутый ремонт Ленинградского шоссе, который привёл к транспортному коллапсу и крупным проблемам с попаданием в аэропорт «Шереметьево».
Сам Джерри Муни говорил не только о Москве, и даже не столько о Москве, сколько о других городах, где своих проблем хватает в избытке. В Рио-де-Жанейро, например, участились тропические ливни и оползни. Это как раз тот случай, когда от согласованности действий всех городских служб напрямую зависят жизни людей. Кроме того, местным властям потребовались системы мониторинга и точного прогнозирования погоды, в том числе на очень небольших территориях, и тут IBM разворачивала уже высокопроизводительные вычислительные комплексы, которые могли бы с высокой точностью показывать, где сколько дождей выпадет.
Сейчас IBM ведёт переговоры с московским правительством по поводу внедрения своих систем на общегородском уровне. В теории это должно повысить эффективность городских служб в Москве.
На вопрос, случалось ли IBM сталкиваться с сопротивлением чиновников от коммунальных служб при внедрении «Разумного города», Джерри Муни ответил, что в IBM есть строжайшие правила ведения бизнеса: «Мы просто не имеем права играть в эту игру. Иначе уволят… Иногда нам просто приходится отказываться от сотрудничества». Случалось ли что-то подобное уже в России? «Ничего, о чём мне было бы известно», — ответил Муни.
В ходе второй части мероприятия Андрей Галицкий, директор по развитию бизнеса IBM в России и СНГ, провёл демонстрационную трансляцию проекта внедрения Интеллектуального операционного центра IBM (IBM Intelligent Operations Center for Smarter Cities) на российских реалиях. Вполне наглядно, в частности, было продемонстрировано, как выглядит взаимодействие коммунальных служб городов сейчас и как оно может выглядеть при внедрении IOC.