У каждого в жизни, наверно, было так: лежишь, валяешься посреди ночи, проспав всего несколько часов. Некоторые в это время исследуют недра холодильника, некоторые — со вздохом садятся за компьютер или включают телевизор, чтобы через пару часов снова заснуть. Вполне вероятно, что это — абсолютно нормально. Ненормально в таком случае — это как раз «здоровый» (а на самом деле как раз нездоровый) восьмичасовой сон.
Недавняя статья «Би-би-си» подробно излагает, каким образом возникла такая теория. В 1990 году психиатр Томас Вер провёл эксперимент, в ходе которого группа людей помещалась в тёмную комнату на четырнадцать часов каждый день в течение месяца. Практически все эти люди со временем стали после четырёх часов сна просыпаться на час-другой, а затем засыпать ещё на четыре часа.
Если заглянуть в книгу историка Роджера Экирха «В конце дня: Сон в века минувшие», то можно убедиться: это не случайность. Экирх собрал множество исторических свидетельств того, что в прошлом люди спали именно так: в два приёма. Никто не считал пробуждение среди ночи досадной неприятностью. Люди справляли нужду, молились, гуляли по дому, ходили в гости к соседям, разговаривали с домочадцами или занимались сексом с партнёром (в некоторых медицинских трактатах XVI века рекомендуется иметь половой контакт именно «после первого сна» — чтобы повысить шансы зачать ребёнка).
Экирх обнаружил, что упоминания о двойном сне стали исчезать в XVII веке. Изменения начались с высших слоёв общества на севере Европы, а через двести лет непрерывный восьмичасовой сон стал нормой почти во всём мире. Историк связывает это с появлением уличного освещения и доступностью искусственного освещения в домах. Кроме того, примерно в тот период стали появляться кафе, которые работают допоздна.
Сейчас большинство предпочитает спать в течение восьми часов один раз в сутки, но Экирх полагает, что именно сегментированный сон — решение многих проблем, связанных со сном. «Большую часть своей истории мы спали определённым образом. Привычка просыпаться посреди ночи — часть физиологии человека», — пишет он.
Ему вторит профессор циркадной нейробиологии Рассел Фостер, который считает, что отсутствие сегментированного сна виновно во многих проблемах современного общества. Например, тревожные состояния, стресс, депрессия, а в месте с ними алкоголизм и наркомания в какой-то степени могут быть следствием того, что люди не спят в два приёма. Именно в перерыве между одним и другим сном наши предки расслаблялись, думали о духовном, и это помогало забыть и сгладить тревожащие их проблемы.