Джонатан Айв прежде всего известен тем, что дизайн всех продуктов, которые делает Apple, создаётся под его присмотром. Он был правой рукой Стива Джобса, и тот, если верить официальной биографии, не давал никому в компании оспаривать решения Айва. Ещё главный дизайнер Apple известен тем, что он очень редко даёт интервью. Но на днях издание London Evening Standart смогло задать несколько ему несколько вопросов и получить ответы.
— Недавно вы стали рыцарем Великобритании за заслуги в области дизайна. Гордитесь?
— Я был абсолютно потрясён и в то же время благодарен. Я отлично понимаю, что в том, кем я стал, велика заслуга Англии и наших традиций дизайна и изготовления продукции, заслуга того, что Англия была первой страной, в которой начала развиваться промышленность. Концентрация на идеях, понимание ценности идей и оригинального мышления — неотделимая часть британской культуры, и во многом именно это является основами традиций в дизайне.
— Что отличает дизайн продуктов Apple от других?
— Сложно найти правильные слова для описания того, как происходит дизайн продуктов в Apple, но основное в этом процессе — дизайн, прототипы и производство. Убери одно из этих звеньев, и в результате получится не то. Если что-то нужно улучшить, приходится сталкиваться с проблемами, для которых нет готовых решений. Для того чтобы решить их, нужно на них хорошенько сфокусироваться. Нужно быть пытливым и оптимистичным, а это сочетание редко встречается.
— Как создаются новые продукты в Apple?
— Мне действительно нравится в процессе создания продукта (это, конечно, может показаться наивным), что бывают дни, когда кажется, что идей нет и решений нет, но на следующий день идея приходит. Самые заметные подвижки происходят тогда, когда абстрактное мышление начинает обретать немного более материальную форму. Когда вы уже создаёте какую-никакую трёхмерную модель, ваша туманная идея обретает форму и всё меняется — весь процесс меняется. Её начинает развивать уже группа людей, которые загораются ей.
— Каковы ваши цели при создании новых продуктов?
— Наши цели просты: придумывать и создавать лучшие продукты. Если мы не можем сделать что-то лучше, мы не делаем этого.
— Почему это не получается у конкурентов?
— Большая часть наших конкурентов заинтересована в создании чего-то иного или хотят, чтобы продукт «выстрелил» немедленно. Мне кажется, это совершенно неправильные цели. Продукт должен быть лучше. Это предполагает настоящую дисциплину и это движет нами — честное, неподдельное желание создавать нечто лучшее.
— Когда вы впервые осознали важность дизайна?
— Когда я впервые сел за «Мак». В восьмидесятые, учась в колледже, я использовал компьютеры, и это было ужасно. А потом у меня появился «Мак». Это стало величайшим моментом в моей жизни. Я помню его отчётливо: работая с «Маком», действительно можно ощутить все усилия людей, создававших его.
— Когда вы придумываете продукт вроде айпода, как вам приходится решать проблемы?
— Существует несколько подходов. Некоторые вещи начинают раздражать и тем самым указывают на существование проблемы. Это наиболее прагматичный подход и наименее сложный. Намного сложнее пытаться отыскать возможность сделать вещь лучше с самого начала. Именно он, как мне кажется, является тренировкой умения дизайнера. Это не проблема, о которой вам известно, никто на неё не указывал. Но тут начинаешь себе задавать вопросы: что, если мы сделаем так? Совместим это с этим? Пригодится ли это? Такой подход создаёт возможности для создания продуктов, которые потом заменяют целые категории устройств, в пику подходу, когда дизайнер пытается решить какую-то индивидуальную проблему. Вот настоящий вызов, и это очень увлекательно.
— Привёл ли такой подход к появлению новых продуктов в Apple?
— Вот пример: iPhone, iPod и iPad. Это фантастическое внимание к деталям, нестандартный подход к проблеме и стремление решить её во что бы то ни стало — именно эти факторы определяют то, чем мы занимаемся каждый день.
— Как вы понимаете, что у вас всё получилось?
— Одна из вещей, которая меня действительно раздражает, — дизайнеры, которые поджимают хвосты и бегут от проблемы. Наша цель — создавать простые объекты, объекты, которые невозможно представить себе по-другому. Дойди до этого, и ты станешь ещё более сфокусирован на объекте. Например, приложение iPhoto для нового iPad, которое мы создали, полностью захватывает вас, и вы забываете, что используете iPad.
— Потребителям действительно нужен хороший дизайн?
— Потребители очень требовательны, они чувствуют, когда дизайнер хорошо потрудился, а где работали с циничным подходом из жажды наживы. Нас это вдохновляет.
— Люди привязываются к продуктам Apple. Почему?
— Когда я использовал «Мак», я понимал ценности людей, которые создали его. Мне кажется, что эмоциональная привязанность людей к нашим продуктам определяется именно тем, что они чувствуют в них нашу заботу и то, как мы старались, создавая их.