На прошлой неделе стало известно, что российские и корейские учёные планируют клонировать шерстистого мамонта, тем самым воскресив биологический вид, сгинувший несколько десятков тысяч лет назад. Главным источником биоматериала для клонирования должны были бы стать хорошо сохранившиеся останки мамонтёнка, найденные в Якутии. Их возраст составляет около 40 тысяч лет. Скандальность всей этой истории придавало, однако, не само намерение вернуть мамонтов к жизни, а потенциальные действующие лица
Со стороны Южной Кореи в проекте должен был участвовать Хван У Сук. Этот персонаж долгое время считался «пионером» клонирования в Южной Корее и пользовался славой чуть ли не национального героя. Хвану У Суку приписывались невиданные успехи в области клонирования: он первым объявил об успешном создании клона собаки, а также об удивительных успехах в области клонирования человека.
Однако в конце 2005 года учёного уличили в преднамеренной фабрикации результатов опытов по клонированию эмбриональных стволовых клеток человека. К этому добавились обнаруженные факты недобросовестного обращения с государственными средствами. Назначенная руководством университета комиссия подтвердила справедливость большинства обвинений. Опозоренного профессора ждали условный тюремный срок и фактически бегство из страны.
И теперь вот эта сомнительная личность собирается помогать российским учёным воскрешать мамонта?
При ближайшем рассмотрении оказалось, что речи именно о клонировании и именно мамонтёнка Юки пока что и не идёт: Хван У Сук подписал договор с Северо-Восточным федеральным университетом о совместном изучении мамонтовой фауны как таковой, а Юка, по словам руководителя отдела по изучению мамонтовой фауны Академии наук Якутии Альберта Протопопова, «в перечень исследуемых объектов не входит».
Зато, как выяснилось, проблемой клонирования доисторических животных занимается японский университет Кинки, и ближайшей осенью в Страну восходящего солнца отправится необходимый «биологический материал».
Так или иначе, клонирование мамонта — чрезвычайно сложный именно с технологической точки зрения процесс. Даже при довольно приличной степени сохранности биоматериала его недостаточно для полноценного «воскрешения». Слоны — единственный биологический вид, способный стать и донором яйцеклеток, с помощью которых можно было бы осуществить клонирование, и выполнить функцию суррогатной матери. Но и это под большим вопросом, в том числе в силу генетических различий.
Из того, что известно о мамонтах на сегодняшний день, следует, что, хотя мамонты и современные слоны отделились от общего предка примерно тогда же, когда произошло разделение неандертальцев и людей, генетических различий между мамонтами и слонами в полтора раза больше, чем различий между Homo sapiens и Homo neanderthalensis.
Так что вероятность, что кто-либо из ныне живущих увидит восстановленного мамонта, не так уж и велика.